Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Образование Категория не определена ДПОП "Народные инструменты" Коллективное музицирование (домра, балалайка) срок обучения 8(9) лет
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Программа учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Учебный предмет «Коллективное музицирование» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков игры в коллективе на первых ступеньках обучения. А так же художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нраственного развития учащегося. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с преобритаемыми и уже приобретенными знаниями в классе по специальности.
Обучение детей в области « Коллективное музицирование» ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Коллективное музицирование на русских народных инструмента широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт коллективного музицирования должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с педагогами по специальности.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусства «Народные инструменты», (вариативная часть) «Коллективное музицирование», направлен на приобретеиие обучающихся музыкально-исполнительских навыков игры на русских народных инструментах в ансамбле.
Реализации данной программы осуществляется с 1 по 3 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8(9) лет)
Таблица 1
Срок обучения |
С 1 по 3 год (срок обучения 8(9) лет) |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
196 |
Количество часов на аудиторные занятия |
98 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
98 |
Консультации (часов в неделю) |
2 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
Цель предмета «Коллективное музицирование» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
Программа направлена на решение следующих задач:
Учебный предмет «Коллективное музицирование» неразрывно связан с учебным предметом « Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства « Народные инструменты».
Предмет «Коллективное музицирование» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с обучающимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах.
Знания, накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в ансамбле, оркестре.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Выбор методов обучения по предмету «Коллективное музицирование» зависит от:
- возраста обучающихся;
- их индивидуальных способностей;
- от состава ансамбля;
- от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. Методы работы «коллективного музицирования» в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях «коллективного музицирования» на русских народных инструментах.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
Теория и история музыки:
В дополнение к названным, предмет «Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыки коллективного музицирования, дают основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.
Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в ДШИ – дуэты, трио, реже – квартеты, квинтеты и т.д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов,( только домр, балалаек, баянов, аккордеонов, гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить например: домра, балалайка и баян, или аккордеон, а так же шумовые или ударные инструменты .Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.
Однородные составы:
1.1. Дуэты
- Дуэт домристов – домра малаяI, домра малаII (или домра малая и домра альт – в старших классах);
- Дуэт балалаечников – балалайка примаI ,балалайка примаII;
- Дуэт баянистов – баянI, баянII;
- Дуэт гитаристов – гитараI, гитараII;
- Дуэт аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII.
1.2. Трио
- Трио домристов – домра малаяI, домра малаяII, домра альт;
- Трио балалаечников – балалайкаI, II, балалайка альт;
балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас ( в старших классах);
- Трио баянистов – баянI, баянII, баянIII;
- Трио гитаристов- гитараI, гитараII, гитараIII;
- Трио аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII;
1.3. Квартеты
- Квартет домристов- домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас ( в старших классах);
- Квартет балалаечников – бал-ка примаI, бал-ка примII, бал-ка секунда, бал-ка бас;
- Квартет баянистов – баянI, баянII, баянIII, баянIV;
- Квартет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV;
Квартет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV;
1.4. Квинтеты
- Квинтет домристов – домра малаяI, домра малаяII, домра альт, домра альт, домра бас ( лучше балалайка бас);
- Квинтет балалаечников – балалайка примаI, балалайка примаI, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас;
- Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баянI, баянII, баян альт, баян тенор, баян бас;
- Квинтет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV, гитараV;
- Квинтет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV, аккордеонV;
1.5. Секстеты
- Секстет домристов – домра малаяI, домра малаяII, домра альтI, домра альтII, домра бас, домра бас;
- Секстет балалаечников – балалайка примаI, балалайка примаII, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;
- Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) – сопраноI, сопраноII, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;
Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов и аккордеонистов.
2.1. Дуэты
- домра малая, баян или аккордеон;
- домра малая, балалайка прима;
- домра малая, гитара;
- балалайка прима, баян;
- балалайка прима, аккордеон.
2.2. Трио
- домра малая, балалайка прима, баян или аккордеон;
- домра малая, балалайка прима, балалайка бас;
- балалайка прима, домра малая, балалайка альт;
2.3. Квартеты
- домра малая, домра альт, балалайка прима, баян или аккордеон;
- домра малая, домра альт, балалайка секунда, балалайка бас;
- домра малая, домра альт, домра бас, аккордеон.
2.4. Квинтеты
- домра малая, домра альт, балалайка прима, баян или аккордеон, балалайка бас;
- домра малая, домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;
- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас.
2.5. Секстеты
- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка альт, балалайка бас. баян или аккордеон;
- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка контрабас;
- домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас, балалайка прима, баян или аккордеон.
Также в классе практикуется унисонная форма музицирования. При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя коллектива.
Таблица 2
Распределение по годам обучения |
|||||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
32 |
33 |
33 |
||||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
1 |
1 |
1 |
||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия |
98 |
||||||||
98 |
|||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
1 |
1 |
1 |
||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
32 |
33 |
33 |
||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
98 |
||||||||
98 |
|||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
||||||
Общее максимальное количество часов по годам |
64 |
66 |
66 |
||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
196 |
||||||||
196 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Обьем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
Требование по годам обучения
В коллективном музицировании так же, как и в сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в коллективной игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач коллективного исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы,жанра и стиля музыкального произведения.
Годовые требования (домра)
Первый класс (1 год обучения)
За учебный год обучающиеся должны исполнить
Таблица 3
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта домр:
7.р.н.п. «Посеяли девки лен».
Второй класс (2 год обучения)
За учебный год обучающиеся должны исполнить
Таблица 4
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта домр:
Пьесы для дуэта домр, балалайки:
Третий класс (3 год обучения)
За учебный год обучающиеся должны исполнить
Таблица 5
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта домр:
Пьесы для дуэта домр, балалайки:
Годовые требования (балалайка)
Первый класс (1 год обучения)
За учебный год обучающиеся должны исполнить
Таблица 6
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
Второй класс (2 год обучения)
За учебный год обучающиеся должны исполнить
Таблица 7
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:
Третий класс (3 год обучения)
За учебный год обучающиеся должны исполнить
Таблица 8
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта балалаек:
1.р.н.п. «Ой , цветет калина» обр. Авксентьева В.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития обучающегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков в области коллективного музицирования.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
Реализация программы обеспечивает:
Формы и методы контроля, система оценок
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть) охватывают основные виды контроля:
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки обучающегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 9
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
· поддержание учебной дисциплины, · выявление отношения обучающегося изучаемому предмету, · повышение уровня освоения текущего учебного материала. · ответственность в организации домашних заданий. · воспитательные цели, которые могут носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность, качество выполнения предложенных заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения. |
· контрольные уроки, · прослушивания к конкурсам, отчетным концертам. |
Промежуточная аттестация |
· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. |
· зачеты , · академические концерты, · переводные зачеты, · экзамены |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся в классе по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть). Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности обучающихся к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с обучающимися, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти, это зависит от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в учениках к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Коллективное музицирование». Каждая форма проверки ( кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной ( с оценкой), так и недифференцированной, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный, аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников .
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащиеся, освоившие в полном объеме программу, переводятся в следующий класс. По завершению экзамена допускается пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть). Экзамен проводится в 3 классе – 8(9) летнего обучения. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Коллективное музицирование» (вариативная часть) учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, зачетах, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений обучающихся планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.
В соответствии с учебным планом в 3 классе учащиеся сдают зачет, переводной экзамен. В остальные периоды обучения проходят контрольные уроки, и зачеты которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на зачете из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником одно или два произведения различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Кроме того, педагогом также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах, концертах для родителей.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в 3 классе. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
Критерии оценки качества выступления обучающихся
Таблица 14
оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 (отлично) |
- выставляется за технически безупречное исполнение программы; - при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений; - слаженности в ансамблевой игре. |
4 (хорошо) |
- выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру; - когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть; - однако допущены небольшие технические и стилистические неточности; - обучающийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата; - допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения; - слаженности в ансамблевой игре. |
3 (удовлетворительно) |
- выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей; - неяркое, необразное исполнение программы; - слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению; - обучающийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата; - допущены погрешности в звукоизвлечении; - нет слаженности в ансамблевой игре. |
2 (неудовлетворительно) |
- выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение; - слабое знание наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом; - не слаженность в коллективной игре. |
Зачет (без оценки) |
- отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Творческое развитие обучающихся
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий
(конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;
- организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с обучающимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части обьем самостоятельной нагрузки по предмету «Коллективное музицирование» составляет один час в неделю.
Педагогу по коллективному музицированию можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на коллективное музицирование, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Так же можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и разных возрастов (младшие – средние). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в коллективном музицировании.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапозонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.
В звучании музыкального коллектива немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка коллектива). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Обучающийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с партнером и педагогом ансамбля, необходимо вновь репетировать всем коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.
В ДШИ имеется библиотека для разных видов дуэтов, ансамблей, оркестров. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Обучающиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой методической и нотной литературы