МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Коллективное музицирование (домра, балалайка) срок обучения 5лет

 11 001

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Нотная литература для переложений;
  • Ансамбли для смешанного состава;
  • Методическая литература;
  • Учебная литература для балалаечников.

Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Учебный предмет «Коллективное музицирование» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков игры в коллективе на первых ступеньках обучения. А так же художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нраственного развития обучающегося.   Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с преобритаемыми и уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

Обучение детей в области «Коллективное музицирование» ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Коллективное музицирование на русских народных инструмента широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Успешный опыт коллективного музицирования должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с педагогами по специальности.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусства «Народные инструменты», (вариативная часть) «Коллективное музицирование», направлен на приобретеиие обучающихся музыкально-исполнительских навыков игры на русских народных инструментах в ансамбле.

  1. Срок реализации учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование».

Реализации данной программы осуществляется в 1-ом классе (по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения

1 год (срок обучения 5(6)лет)

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

66

Количество часов на аудиторные занятия

33

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

33

Консультации (часов в неделю)

2

   Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
  2. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Коллективное музицирование» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:

  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства., позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • определение наиболее одаренных детей на начальном этапе обучения и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области ансамблевого исполнительства до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, слуха, мышления, воображения и творческой активности при игре в коллективе;
  • овладение знаниями, умениями и навыками игры в ансамбле, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере коллективного музицирования;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для коллективного музицирования, их практическое применение;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • достижение уровня образованности, позволяющего самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

Учебный предмет «Коллективное музицирование» неразрывно связан с учебным предметом « Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства «Народные инструменты».

Предмет «Коллективное музицирование» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с обучающимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах.

Знания, накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в ансамбле, оркестре.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Коллективное музицирование» (вариативная часть)

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Коллективное музицирование» зависит от:

- возраста обучающихся;

- их индивидуальных способностей;

- от состава ансамбля;

- от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод показа;
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником по образцу педагога);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Методы работы

«коллективного музицирования» в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях «коллективного музицирования» на русских народных инструментах.

  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.

  • Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта инструментов.
  • Разноуровневые стулья.
  • Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • Пюпитры в нужном количестве для чтения нотных текстов.
  • Подставки для ног (для обеспечения максимально комфортных условий) .
  • Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента, камертон.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.

  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет «Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыки коллективного музицирования, дают основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.

Содержание учебного предмета

         Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в ДШИ – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т.д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только домр, балалаек, баянов, аккордеонов, гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить например: домра, балалайка и баян, или аккордеон, а так же шумовые или ударные инструменты .Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Однородные составы:

1.1. Дуэты

- Дуэт домристов – домра малаяI, домра малаII (или домра малая и домра альт – в старших классах);

- Дуэт балалаечников – балалайка примаI, балалайка примаII;

- Дуэт баянистов – баянI, баянII;

- Дуэт гитаристов – гитараI, гитараII;

- Дуэт аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII.

1.2. Трио

- Трио домристов – домра малаяI, домра малаяII, домра альт;

- Трио балалаечников – балалайкаI, II, балалайка альт;

балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас ( в старших классах);

- Трио баянистов – баянI, баянII, баянIII;

- Трио гитаристов- гитараI, гитараII, гитараIII;

- Трио аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII;

1.3. Квартеты

- Квартет домристов- домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас ( в старших классах);

- Квартет балалаечников – бал-ка примаI, бал-ка примII, бал-ка секунда, бал-ка бас;

- Квартет баянистов – баянI, баянII, баянIII, баянIV;

- Квартет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV;

Квартет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV;

1.4. Квинтеты

- Квинтет домристов – домра малаяI, домра малаяII, домра альт, домра альт, домра бас ( лучше балалайка бас);

- Квинтет балалаечников – балалайка примаI, балалайка примаI, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас;

- Квинтет баянистов – ( при наличии в школе соответствующих инструментов) – баянI, баянII, баян альт, баян тенор, баян бас;

- Квинтет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV, гитараV;

- Квинтет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV, аккордеонV;

1.5. Секстеты

- Секстет домристов – домра малаяI, домра малаяII, домра альтI, домра альтII, домра бас, домра бас;

- Секстет балалаечников – балалайка примаI, балалайка примаII, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;

- Секстет баянистов ( при наличии в школе соответствующих инструментов) – сопраноI, сопраноII, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;

Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов и аккордеонистов.

  1. Смешанные составы:

2.1. Дуэты

- домра малая, баян или аккордеон;

- домра малая, балалайка прима;

- домра малая, гитара;

- балалайка прима, баян;

- балалайка прима, аккордеон.

2.2. Трио

- домра малая, балалайка прима, баян или аккордеон;

- домра малая, балалайка прима, балалайка бас;

- балалайка прима, домра малая, балалайка альт;

 

2.3. Квартеты

- домра малая, домра альт, балалайка прима, баян или аккордеон;

- домра малая, домра альт, балалайка секунда, балалайка бас;

- домра малая, домра альт, домра бас, аккордеон.

2.4. Квинтеты

- домра малая, домра альт, балалайка прима, баян или аккордеон, балалайка бас;

- домра малая, домра альт, домра бас, баян, балалайка прима;

- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас.

2.5. Секстеты

- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка альт, балалайка бас. баян или аккордеон;

- домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка контрабас;

- домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас, балалайка прима, баян или аккордеон.

Также в классе практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя коллектива.

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Коллективное музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

Таблица 2

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

         

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

         

Общее количество часов на аудиторные занятия

33

 

33

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

1

         

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

33

 

33

Максимальное количество

часов занятия в неделю

2

         

Общее максимальное

количество часов по годам

66

         

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

66

 

66

         Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Обьем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.)
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Требование по годам обучения

 

В коллективном музицировании так же, как и в сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в коллективной игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач коллективного исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы,жанра и стиля музыкального произведения.

Годовые требования (домра)

Срок реализации 1 год, по обучению 5 (6) лет

Первый класс

  • В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.

За учебный год учащиеся должны исполнить

         Таблица 2

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта домр:

  1. р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

2.р.н.п. «Как со горки, со горы» обр. Фортунатова Ю.

  1. «Песенка» Гайдн Й.

4.р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я».

  1. «Колядка» Чайкин Н.
  2. «Марш» Шуман Р.
  3. «Петрушка» Брамс И.

Пьесы для домр и фортепиано:

  1. «По грибы» Мусоргский М.
  2. «Блюз» Кокорин А.

Годовые требования (балалайка)

Срок реализации 1 год, по обучения 5 (6) лет

Первый класс

  • В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.

За учебный год учащиеся должны исполнить

         Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

 

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано:

  1. ук.н.п. «Веселые гуси» обр. Красева М.
  2. «Маленький джигит» Львов-Компанеец Д., пер. Белавина М.
  3. «Ходила по борочку» Захарьина Т.
  4. р.н.п. «Катенька веселая» обр. Балакирева М., пер. Петуховой Л.

Пьесы для унисона балалаечников:

  1. р.н.п. «Во саду ли , в огороде» обр. Илюхина А.
  2. «Часики» Вольфензон С., пер. Балавина М.
  3. «На лошадке» Любаоский Н., пер. Белавина М.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития обучающегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков в области коллективного музицирования.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать конструктивные особенности инструмента;
  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • знать оркестровые разновидности инструментов;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для коллективного музицирования ;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными пьесами, освоенные в классе под руководством педагога;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и практический опыт в освоении ансамблевого исполнительства;
  • иметь навык игры по нотам на начальном этапе обучения;
  • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для коллективного музицирования;
  • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в коллективном музицировании.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству в целом;
  • умение в ансамбле реализовывать индивидуальные практические навыки игры на инструменте, приобретенные в классе по специальности;
  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе;
  • знание музыкальной терминологии;
  • развитие навыка чтения нот с листа музыкальных произведений;
  • развитие навыка транспонирования и подбора по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • знание репертуара для ансамбля, коллективного музицирования;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в коллективном музицирование;
  • повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть) охватывают основные виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация учащихся;
  • итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 4

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

·    поддержание учебной дисциплины,

·    выявление отношения учащегося изучаемому предмету,

·    повышение уровня освоения текущего учебного материала.

·    ответственность в организации домашних заданий.

·    воспитательные цели, которые могут носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность, качество выполнения предложенных заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.

·  контрольные

уроки,

·  прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

·    определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

·  зачеты ,

·  академические концерты,

·  переводные зачеты,

·  экзамены

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть). Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с обучающимися, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти, это зависит от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в учениках к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Коллективное музицирование». Каждая форма проверки ( кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной ( с оценкой), так и недифференцированной, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный, аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников .

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащиеся, освоившие в полном объеме программу, переводятся в следующий класс. По завершению экзамена допускается пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы по предмету «Коллективное музицрование» (вариативная часть). Экзамен проводится в 3 классе – 8(9) летнего обучения, в 1 классе- 5 (6) летнего обучения, в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

  1. Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Коллективное музицирование» (вариативная часть) учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, зачетах , а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащихся планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.

В соответствии с учебным планом в 3(1) классе учащиеся сдают зачет, переводной экзамен. В остальные периоды обучения проходят контрольные уроки, и зачеты которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на зачете из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником одно или два произведения различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Кроме того, педагогом также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах, концертах для родителей.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в 3(1) классах. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы учеников, выведенная на основе их продвижения;
  • оценка учеников за выступление на концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
  • другие выступления учеников в течение учебного года.

Критерии оценки качества выступления обучающихся

Таблица 5

оценка

Критерии оценивания выступления

5 (отлично)

- выставляется за технически безупречное исполнение программы;

- при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений;

- слаженность в коллективном музицировании.

4 (хорошо)

- выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру;

- когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть;

- однако допущены небольшие технические и стилистические неточности;

- обучающийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата;

- допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения;

- слаженности в   коллективном музицировании.

3 (удовлетворительно)

- выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей;

- неяркое, необразное исполнение программы;

- слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению;

- обучающийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата;

- допущены погрешности в звукоизвлечении;

- нет слаженности в коллективном музицировании.

2 (неудовлетворительно)

- выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение;

- слабое знание наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом;

- нет слаженности в коллективной игре.

Зачет (без оценки)

- отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

     Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Творческое развитие учащихся

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий

(конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;

- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;

Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с обучающимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части обьем самостоятельной нагрузки по предмету «Коллективное музицирование» составляет один час в неделю.

Педагогу по коллективному музицированию можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на коллективное музицирование, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Так же можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и разных возрастов (младшие – средние). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в коллективном музицировании.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапозонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.

В звучании музыкального коллектива немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка коллектива). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучюащихся
  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – один час.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Учащийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с партнером и педагогом ансамбля, необходимо вновь репетировать всем коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для разных видов дуэтов, ансамблей, оркестров. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Обучающиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

  1. Методические пособия
  2. «Самоучитель игры на балалайке» Илюхин А. Г. Москва 1982г.
  3. «Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты» г.Красноярск 2005г.
  4. «Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога» Бочкарев Л. 1979г.
  5. «Избранное» Бельская И. ч.1 г. Москва 2012г.
  6. «Избранное» Бельская И. ч.2 г. Москва 2012г.
  7. «Искусство» все для учителя научно- методический журнал г. Москва 2013г.
  8. «Музыка в школе» в.3 г. Москва 2013г.
  9. Учебная нотная литература
  10. «Педагогический репертуар домриста» 1-2 класс в.4 г. Москва 1981г.
  11. «Педагогический репертуар домриста» 3-5 класс в.4 г. Москва 1981г.
  12. «Пьесы» для ансамбля домр с фортепиано г. Ленинград 1990г.
  13. «Школа игры на трехструнной домре» Александров А. г. Москва 1990г.
  14. «Ассоль» альбом упражнений-пьес, ансамблей и этюдов для начинающих г. Новосибирск 2000г.
  15. «Школа игры на трехструнной домре» Чунин В. г. Москва 1990г.
  16. «На досуге» репертуарная тетрадь домриста» в.1 г. Москва 1982г.
  17. «Хрестоматия домриста» 1-3 классы г. Москва 1989г.
  18. «Хрестоматия домриста» 4-5 классы г. Москва 1990г.
  19. «Азбука домриста» тетрадь 1 г. Москва 2004г.
  20. «Азбука домриста» тетрадь 2 г. Москва 2004г
  21. «Нескучный ритм» сборник переложений для домры. балалайки и фортепиано г. Красноярск 2011г.
  22. «Балалайка» 2класс г. Киев 1981г.
  23. «Балалайка» 3класс г. Киев 1982г.
  24. «Балалайка» 4класс г. Киев 1983г.
  25. «Балалайка» 5класс г. Киев 1984г.
  26. «Дуэты балалаек» хрестоматия для 1-2-классов ДМШ г. Москва 1991г.
  27. «Педагогический репертуар балалаечника» 3-5 классы ДМШ в.3 г. Москва 1979г.
  28. «Концерт в сельском клубе» в.7 г. Москва 1987г.
  29. «Репертуар клубного орк. русс.народ .инстр.» в.1 г. Москва 1979г.
  30. Пьесы для ансамбля струнных щипковых инструментов» в.1 г.Красноярск 2001г.
  31. «Концертные дуэты для домры и гитары» г. Красноярск 2010г.
  32. « Оркестровая и ансамблевая музыка» для народных инструментов г.Красноярск 2010г.
  33. «Пьесы» для балалайки и фортепиано г. Москва 1981г.
  34. «Самоучитель игры на балалайке» Илюхин А. г. Москва 1985г.
  35. «Играет детский орк.народ..инстр.» в.1 г. Москва 1983г.
  36. «Популярные пьесы « для русс.народ.инстр. г. Красноярск 2010г.
  37. «Репертуар школьного оркестра русс.народ. инстр.» в.3 г. Ленинград 1990г.
  38. «Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты» г.Красноярск 2005г.
  39. «Хрестоматия орк. русс.народ.инстр.» ч.1 народные мелодии г.Москва 1985г.
  40. Хрестоматия орк. русс.народ.инстр.» ч.2 русские композиторы г.Москва 1986г.
  41. « Хрестоматия орк. русс.народ. инстр.» ч.4 советские композиторы г.Москва 1989г.
  42. «Хрестоматия по дирижированию» в.5 г. Москва 1984г.
  43. Хрестоматия по дирижированию» в.6 г. Москва 1985г.
  44. « Произведения для орк. русс.народ.инстр.» г. Москва 1990г.
  45. «Из репертуара академического оркестра русс.народ.инстр. Гостелерадио Союза ССР» в.1 г. Москва 1990г.
  46. «Из репертуара Государственного республиканского русс. народ. Ансамбля « Россия» г. Москва 1990г.
  47. «Искусство аккомпанимента» для смешанных ансамблей русских народных инструментов» в.3 г. Москва 1982г.
  48. «Пьесы» для ансамблей русских народных инструментов» учащимся ДМШ в.2 г. Ленинград 1982г.
  49. Пьесы» для ансамблей русских народных инструментов» учащимся ДМШ в.4 г. Ленинград 1985г.
  50. «Современный русский народ. орк.» Чунин В. г. Москва1981г.
  51. «Популярные песни в сопровождении ансамбля рус.народ. инстр.» в.4 г. Москва 1983г.
  52. «Пьесы для орк.народ.инструментов» г. Киев 1982г.
  53. «Пьесы для орк.народ.инструментов» г. Киев 1985г.
  54. «Современный русск. народ. орк.» г. Москва 1990г.
  55. «Из репертуара инструментального Ансамбля « Балалайка» в.2 г.Москва 1982г.
  56. «Из репертуара инструментального Ансамбля « Балалайка» в.3 г.Москва 1983г.
  57. «Музыкальный лубок» из репертуара современных ансамблей русс. народ. инстр. Г. Москва 1991г.
  58. «Оркестр в классе» в.1 Г Москва 1990г.
  59. «Детский оркестр» Бублей С. г. Ленинград 1989г.
  60. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.9 г. Москва 2003г.
  61. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.11 г. Москва 2003г.
  62. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.1 г. Москва 2005г.
  63. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.12 г. Москва 2005г.
  64. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.3 г. Москва 2006г.
  65. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.2 г. Москва 2007г.
  66. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.2 г. Москва 2007г.
  67. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.7 г. Москва 2007г.
  68. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.7 г. Москва 2007г.
  69. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.6 г. Москва 2007г.
  70. «Нотный альбом» произведения для дуэтов в.11 г. Москва 2007г.
  71. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.10 г. Москва 2007г.
  72. «Нотный альбом» произведения для ансамбля в.6 г. Москва 2009г.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?