МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Баян срок обучения 8(9) лет

 33 001

 

                               Структура программы учебного предмета

 

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической          литературы
  • Учебная литература;
  • Учебно-методическая литература;
  • Методическая литература

 

 

 

Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (баян)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

  1. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет   8 (9) лет;

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. Общеобразовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учётом ФГТ.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (баян)»:

 

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

 

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут и предполагает занятия:
  • 2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения) ;
  • 2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения),для учащихся дополнительного года обучения.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Специальность (баян)» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне , позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
  • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)»

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу «баян» необходимых принадлежностей:

  • Инструменты (баян) среднего, полного а также наличие инструментов уменьшенного диапозона клавиатуры.
  • Разноуровневые стулья.
  • Футляры для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • Пюпитр для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.

  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет «коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.

Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

                                                                                                                                                         Таблица 2

Срок обучения 8 (9) лет

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество

часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное

количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

1316

214,5

1530,5

                                       

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения 8 (9) лет

Первый класс

  • Знакомство с историей создания инструмента и его строением, особенности звукоизвлечения, освоение посадки и постановки рук за инструментом.
  • Знакомство со способами воздействиями на начало звука, при помощи подачи воздуха левой руки (эластичной или интенсивной) и нажатием клавиши (нажим, удар).
  • овладение ровным движением меха и ведения меха на различные динамические оттенки, налаживание слухо-моторной связи ( освоение клавиатуры «слепым» методом), координация движений обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа.
  • Освоение штрихов, знакомство со строением нотного материала: фраза, предложение, период.
  • Игра с перемещением позиций в правой руке.
  • Осмысленное, выразительное, эмоциональное исполнение пьес, простых по содержанию и форме, с ясным художественным образом, с соблюдением некоторых динамических изменений.
  • Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

                      

За учебный год учащийся должен пройти:

 

-гаммы До, Соль мажор правой рукой в одну октаву ( первое полугодие),                                                                                                     -гаммы До, Соль мажор двумя руками вместе в одну октаву (второе полугодие).

-16-20 различных музыкальных произведений (детские песни, обработки народных песен и танцев, этюды, пьесы)                                                

 

         За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

--

Май – академический концерт (3 разнохарактерные пьесы).

 

Примерная программа академического концерта

  1. Денисов А. «Полька»
  2. Моцарт В. «Азбука»
  3. Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка»
  1. Беларусская народная песня « Перепёлочка»
  2. Гурилёв А. «Песенка»
  3. Филиппенко А. «Подарок маме»

                                                                Второй класс

  • Повторение пройденных в 1-ом классе теоретических понятий и выученных произведений:

-знание устройства инструмента, правила посадки и постановки рук.

-умение ориентироваться в нотной записи и на клавиатуре инструмента.

-различать характер музыки, осмысленно и выразительно играть небольшие пьесы.

  • Освоение начало звука основными способами атаки -мягкой, твёрдой и жёсткой (при различном нажиме клавиши и подачи воздуха) и окончание звука -пальцевым , меховым и синхронным снятием звука.
  • Освоение клавиатуры в верхнем регистре, применение более сложных ритмических фигураций (триоли, синкопа, пунктирный ритм, шестнадцатые).
  • Освоение новых видов техники: мелкая, аккордовая, двойные ноты.
  • Знакомство с подголосочной полифонией - услышать тембровый и артикуляционный контраст двух голосов.
  • Включение в репертуар легких вариаций на народные темы, произведений зарубежных авторов XIX века, советских композиторов
  • Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен пройти:

-гаммы До, Соль, Фа мажор двумя руками вместе в одну октаву; гаммы ля, ми, ре минор (натуральный, мелодический) отдельными руками в одну октаву.

-короткие арпеджио До, Соль, Фа мажор правой рукой, аккорды.

-2-4этюда на различные виды техники.                                                                            

- 8-10 пьес различного характера (из них 2 произведения с элементами полифонии).

- 2 ансамбля (с педагогом)

- несложные произведения для чтения нот с листа.

 

 

 

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (две- три разнохарактерные пьесы).

 

Примерная программа академического концерта

1.Власов.В «Вальс»

  1. «Со вьюном я хожу» р.н.п.
  2. Моцарт Л. Менуэт

  

    1.Хренников Т. «Речная песенка»

  1. Укр.н.п. «Мисяц на нибе»    обр. Ризоля Н.
  2. Карели А. Сарабанда

Третий класс

  • Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных частей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой – приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов
  • Включение в программу произведений крупной формы   (вариация, сюита - не более двух пьес, сонатина). Отработка отдельных партий с динамическими оттенками, с выявлением контрастов и соблюдением единства формы и темпа.
  • Включение в репертуар произведений простой трехчастной формы, форме рондо, вариаций на народные темы, произведений современных композиторов.
  • Знакомство с имитационной полифонией её построением. Знать теоретические понятия- тема, имитация, противосложение, интермедия.
  • Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, расстановка меха, поиск приёма штриха, создание художественного образа).
  • Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, синкопы, двойные ноты, аккорды)
  • Освоение мелизмов: форшлаг, мордент, трель.
  • Освоение характерного приёма на аккордеоне – попеременного тремоло меха.
  • Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен пройти

-гаммы До, Соль, Фа мажор двумя в вместе в две октавы;

-гаммы Ре, Си-бемоль мажор правой рукой в одну октаву;

-гаммы ля, ми, ре минор (натуральный, мелодический, гармонический) двумя руками вместе в одну-две октавы.

-короткие арпеджио в этих тональностях двумя руками в две октавы;

-тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие в этих тональностях каждой рукой отдельно в одну- две октавы;

- 2- 4 этюда на различные виды техники.                                                                                 

- 8-10 разнохарактерных пьес (из них 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, одна самостоятельно выученная пьеса)

- 2 ансамбля.

- транспонирование несложных мелодий в изученных тональностях;

- чтение с листа из репертуара первого класса.

За учебный год учащийся должен исполнить

                                                                                                                                                        Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (две – три разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

  1. Горлов Н. «Пьеса- канон»
  2. Рубинштейн А. «Трепак»
  3. Р.н.п. « Коляда- маляда» обр. Лядов А.
  1. Хаслингер Т. «Сонатина»
  2. Делиб Л. «Полька» из балета « Конпелия»
  3. Укр. н.п. « Нич яко мисячна» обр. Ризоля Н.

Четвертый класс

  • Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 2-3 знаков по 2, 3, 4, ноты на 1 долю в левой руке.
  • Упражнения и этюды на пройденные виды техники, освоение аккордовой техники.
  • Развитие навыков осмысленной, выразительной, технически чёткой и ритмически точной игры.
  • Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах музыкального материала (мотив, фраза, предложение, период).
  • Разбор и совместная работа над имитационной полифонией. Теоретические понятия (тема, противосложение, интермедия), работа по голосам различными приёмами, уделяя огромное внимание ведению меха.
  • Умение дать правильный анализ строения формы сонатного аллегро, её тематической и гармонической структуры.
  • Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы (не менее трех вариаций), произведений современных композиторов.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • Совместное проведение анализа произведений в двух планах: целостный анализ формы, ладо-тональности, жанровых особенностей и других выразительных средств и анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов, ритмических групп и других.
  • Освоение характерного приёма на аккордеоне тремоло меха (попеременное, триольное)
  • Игра в ансамбле.

 

За учебный год учащийся должен пройти:

-гаммы мажорные до 3-х знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы;

-гаммы минорные до 2-х знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы;

-короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях двумя руками вместе;

-тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в тех же тональностях;

-2- 4 этюда на различные виды техники.

-8-10 пьес различного характера (из них 2 полифонических произведения,                                2 произведения крупной формы, одна самостоятельно выученная);

-транспонирование несложных мелодий в изученных тональностях;

-чтение с листа из репертуара 1-2классов.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (два-три разнохарактерных произведения).

 

Примерная программа академического концерта

  1. Циполи Д. «Прелюдия»
  2. Р.н.п. « Зимний вечер» обр. Бухвостова В.
  3. Барток Б. Анданте
  1. Бетховен Л. «Сонатина»
  2. Судариков А. «Весёлая игра»
  3. Р.н.п. « Я с комариком плясала» обр. Накапкина В.

Пятый класс

  • Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 3-4 знаков пройденными штрихами, динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терциями). Работа над техникой звукоизвлечения и беглостью пальцев в левой руке. Повторение гаммового комплекса 4 класса.
  • Упражнения и этюды на овладение и развитие новых видов техники, усложнение ритмических фигураций, технику исполнения левой руки, отработку исполнения мелизмов.
  • Самостоятельный разбор и совместная работа над полифонией. Анализ тематической и гармонической структуры произведения. Теоретические понятия. Необходимость привлечения ученика к совместному обсуждению аппликатуры и расстановкой меха в полифоническом многоголосном произведении при соблюдении точности голосоведении. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Работа над стилистическими особенностями.
  • Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Теоретические понятия. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха. Анализ тематической и гармонической структуры произведения. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.
  • Включение в репертуар произведений сложной трехчастной формы.
  • Освоение характерного технического приёма на аккордеоне - тремоло меха (попеременное, триольное, комбинированное движение меха) и глиссандо.
  • Игра в ансамбле.
  • Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений. Профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее 5-7 раз на концертах с исполнением произведений различных жанров и форм (сольных и ансамблевых), при этом количество исполняемых ими произведений не ограничивается.

За учебный год учащийся должен пройти:

-гаммы мажорные до 4-х знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы,

-гаммы минорные до 3-х знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы,

-короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях двумя руками вместе,

-тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в тех же тональностях,

-гаммы До, Соль, Фа мажор в противоположном движении;

-2-4 этюда на различные виды техники,

-6-8 пьесы различного характера (из них 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, и самостоятельно выученная пьеса)

-1-2 ансамбля,                                                                       

- подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом;

-транспонирование произведений из репертуара 2-3 классов в изученных тональностях;

-чтение с листа из репертуара   2-3 классов.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (два-три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

                

Примерная программа академического концерта

1.Куперевич В. в перел. Коробейникова А.                                                                                       «У Баха в    Томаскирхе»

       2.Е. Дога « Ручейки»

       3.Калинников В. «Грустная песенка».

  1. Кабалевский Д. «Сонатина»
  2. р.н.п. « В низенькой светёлке» обр. Мотова В.
  3. Тихонов Б. «Этюд»

Шестой класс

  • Мажорные и минорные (трех видов) двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терции)           Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев левой руки, свободно ориентируясь и перемещаясь по клавиатуре, закрепление навыков игры. Повторение гаммового комплекса 5 класса.
  • Упражнения и этюды на развитие аккордовой интервальной и мелкой техники.
  • Самостоятельный разбор и совместная работа над контрастной полифонией - голосоведение и различные приемы исполнения, осмысленная смена меха. Работать над точностью и чёткостью звучания, обращая особое внимание на ведение и смены меха в нужных местах. Разучивание отдельных голосов с удобной аппликатурой, развитие слухового контроля за звуковедением и сочетанием голосов. Анализ тематической и гармонической структуры произведения. Теоретические понятия. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Работа над стилистическими особенностями.
  • Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Теоретические понятия. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха. Анализ тематической и гармонической структуры произведения. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений.
  • Разбор и совместная работа над обработками р.н.п., разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. Работа над звуком, ритмом, темой и аккомпанементом, другими особенностями выбранного произведения. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Совершенствование работы над художественной стороной исполнения на основе анализа изучаемого произведения и использования музыкально – выразительных исполнительских средств (тембровых, артикуляционных и др.)
  • Освоение характерного технического приёма на аккордеоне - тремоло меха (попеременное, триольное, комбинированное движение меха) и глиссандо.
  • Знакомство с характерным техническим приёмом - вибрато (кистевое и плечевое вибрато левой рукой; напряженное «дрожание» правой рукой; управляемое вибрато правой рукой - с упором в крышку, гриф, клавиатуру; частые удары в гриф).
  • Игра в ансамбле.                                                                                                                                            

За учебный год учащийся должен пройти:

-гаммы мажорные до 5 знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы,

-гаммы минорные до 4-х знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы,

-короткие и длинные, ломанные арпеджио в тех же тональностях двумя руками вместе,

-тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в тех же тональностях,

-гаммы ля, ми, ре минор в противоположном движении;

-2-4 этюда,

-6-8 пьес различного характера (из них 2 полифонических произведения, 2    произведения крупной формы, одна самостоятельно выученная пьеса);

-1-2 ансамбля;

- подбор по слуху знакомых мелодий;

-транспонирование произведений из репертуара 3 класса;

-чтение нот с листа из репертуара 3-4 класса.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 8

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).

Май – академический концерт (два-три разнохарактерных произведения, в том числе полифонии, произведение крупной формы).

 

Примерная программа академического концерта

  1. Бах И. С. «Прелюдия» d moll
  2. Молд.н.п. «Ой листочек, ой лозинка», обр.  Маруги Б.
  3. Кабалевский Д. «Импровизация»
  1. Чимарарозо Д. «Соната»
  2. Цфасман А. «Весёлый вечер»
  3. Немцов А. « Забытый вальс»

Седьмой класс

  • Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
  • Применение всех допустимых приемов и штрихов, освоение гамм сектами, повторение терциями.
  • Самостоятельный разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада (голосоведение, осмысленная смена меха). Анализ тематической и гармонической структуры произведения. Теоретические понятия. Слышать направленность развития каждого голоса, хорошо интонировать, применять нужные штрихи, мелодический рисунок, фразировку, характер звучания. Необходимо слышать и вести каждый голос полифонии в отдельности и всю совокупность голосоведения в их взаимосвязи. Краткая биография и ознакомление с творчеством авторов изучаемых произведений. Работа над стилистическими особенностями.
  • Овладение и закрепление такими приёмами как глиссандо, тремоло мехом, вибрато.
  • Упражнения и этюды на пройденные техники.
  • Включение в репертуар произведений крупной формы: I части (в том числе одночастные старинные сонаты) или II, III части сонатины, сонаты, концерта, сюиты (не менее 3 частей), классические вариации; обработки народных мелодий, оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен пройти:

-все мажорные и минорные гаммы, короткие и длинные ломанные арпеджио в тех же тональностях двумя руками вместе, аккорды с обращениями в тех же тональностях;

-2- 4 этюда на различные виды техники,

-4-6 пьес различного характера (из них 1 полифоническое произведение,1 произведение крупной формы, одна самостоятельно выученная пьеса);

-1-2 ансамбля,

-подбор по слуху, аккомпанемент, транспонирование, чтение нот с листа.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 9

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд или самостоятельно выученная пьеса).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).

Май – академический концерт ( два-три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

 

 

Примерная программа академического концерта

  1. Холминов А. Фуга
  2. Украинская народная песня « Чём, чём, не прийшов»
  3. Даргомыжский А. Табакерочный вальс
  1. Моцарт В. Рондо Ре мажор
  2. Фред. Д. Мандолина
  3. Новожилов В. Этюд

Восьмой класс

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
  • все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио, аккорды всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
  • исполнения приёмов глиссандо, тремоло мехом, вибрато.
  • упражнения и этюды на пройденные виды техники.
  • знание профессиональной терминологии, знание произведений полифонического склада и сонатной формы и их гармонического и тематического строения, знание ансамблевого и оркестрового репертуара;
  • достаточный технический уровень инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
  • владение различными видами техники исполнения: мелкая, крупная, аккордовая. Умение использовать художественно оправданные технические приемы.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • знание спецефических приемов игры на аккордеоне: стук клавишей, игра на регистрах, скольжение и удары по меху, по корпусу инструмента, ритмические толчки мехом при нажатых на левой клавиатуре нескольких септаккордах («барабанная дробь»); быстрое скользящее движение по вертикальным рядам вниз без движения меха (имитация шагов); нажатие воздушного клапана.
  • игра в ансамбле.
  • Основная задача и педагогическая направленность на данном этапе – развитие творческой активности и инициативы. Работа над сценической выдержкой.

За учебный год учащийся должен пройти

-все мажорные и минорные гаммы - во всех тональностях, короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях двумя руками вместе в достаточно быстром темпе, используя весь диапазон инструмента (профессионально ориентированным учащимся) аккорды с обращениями в тех же тональностях;

-2-4 этюда, на различные виды техники,

-5-6 пьес различных по характеру ( из них 1 полифоническое произведение, 1произведение крупной формы, оригинальная пьеса);

- 1 ансамбль

-подбор по слуху, аккомпанемент ,транспонирование, чтение с листа.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 10

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (полифонии или произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена).

Март – прослушивание не исполненной части программы).

Май – экзамен (4 произведения, в том числе полифонии, произведение крупной формы, обработки на народной или популярной мелодии, произведение оригинального произведения).

 

Примерная экзаменационная программа

  1. Холминов А. Фуга
  2. Гендель «Чакона»
  3. р.н.п. « Пойду ль я, выйду ль я» обр. Накапкина В.
  4. Гамаюнов О. « Маленькое интермеццо»

Девятый класс

Девятый год обучения предполагает продолжение работы по совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего «почерка», своей манеры игры. Дальнейшее развитие пальцевой беглости.Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением,

- к качеству самостоятельной работы;

- к сформированности музыкального мышления.

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)                                          

За учебный год учащийся должен пройти:

-все мажорные и минорные гаммы - во всех тональностях, короткие и длинные арпеджио в тех же тональностях двумя руками вместе в достаточно быстром темпе, используя весь диапазон инструмента (профессионально ориентированным учащимся) аккорды с обращениями в тех же тональностях;

-2 этюда на различные виды техники,

-4-5 пьес, различных по характеру (из них 1 полифоническое произведение, 1произведение крупной формы, оригинальная пьеса);

-подбор по слуху, аккомпанемент, транспонирование, чтение нот с листа.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 11

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет в виде контрольного урока (1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – прослушивание части программы (полифония или произведение крупной формы, произведение на выбор из программы) выпускного экзамена).

Март – прослушивание не исполненной части программы).

Май – экзамен (4 произведения, в том числе полифония, произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, оригинальное произведение).

 

Примерная экзаменационная программа

 

  1. Порпора Н. Фуга
  2. Кулау Ф. Сонатина I ч.
  3. Блох О. Вариации на две р.н.п. « Светит месяц» и « Семёновна»

    4.Двилянский М. « Праздничный вальс»

Экзаменационные требования

  1. Технический зачет

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

  • Упражнения,
  • Этюды,
  • Гаммы и арпеджио,
  • Музыкальные термины:

2, 3 классы – динамические оттенки,

4, 5 классы – основные обозначения темпов,

6, 7 классы – характер исполнения произведений.

  1. Зачет по творческим навыкам

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

  • Самостоятельно выученное произведение,
  • Чтение нот с листа,
  • Подбор по слуху,
  1. Академический концерт

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

  • Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.
  1. Выпускной экзамен

1.Полифоническое произведение

  1. Произведение крупной формы:

I часть (в том числе одночастные старинные сонаты) или II, III части сонатины, сонаты, концерта, сюиты (не менее 3 частей), классические вариации.

3.Оригинальное произведение (произведение, написанное для аккордеона).

4.Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.

5.Виртуозная пьеса или концертный этюд.

6.Произведение современного композитора.

7.Ансамбли.

Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать конструктивные особенности инструмента;
  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для исполнительства на баяне;
  • знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
  • уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
  • иметь навык игры по нотам;
  • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
  • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху.
  • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • комплексное совершенствование игровой техники баяниста , которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
  • знание художественно-исполнительских возможностей баяна;
  • знание музыкальной терминологии;
  • знание репертуара для баяна, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
  • наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
  • умение транспонировать и подбирать по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности (баян)» охватывают все виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация учащихся;
  • итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 19

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

·    поддержание учебной дисциплины,

·    выявление отношения учащегося изучаемому предмету,

·    повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

·  контрольные

уроки,

·  академические

концерты,

·  прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

·    определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

·  зачеты (показ части программы, технический зачет),

·  академические концерты,

·  переводные зачеты,

·  экзамены

Итоговая аттестация

·    определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.

·  экзамен – проводится в

выпускных классах: 8 (9).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

  1. Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Специальность (баян)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.

В соответствии с учебным планом в 8 классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.

Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
  • оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене:

Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

Зачет (без оценки) выставляется за отражение достаточного уровня подготовки и   исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Творческое развитие учащихся

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер – классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;

- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;

Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения на баяне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности аккордеона.

В классе аккордеона при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для баяна , содержащая методические пособия и нотные сборники, а также электронная библиотека. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Методические пособия
  2. Литвин В. И. «Методические рекомендации» Красноярск 1983г. 53с.
  3. Пуриц И. «Методические статьи по начальному обучению игры на баяне» С.-П.: Композитор 2001г. 224с.
  4. Ушенин В. «Методические статьи по начальному обучению игры на баяне» Р.-н-Д. 2005г. 108с.
  5. «Легкие пьесы для чтения нот с листа на аккордеоне» Советский композитор 55с.
  6. Прейсман Э.  «О подготовке ученика к концертному выступлению»  1983г.
  7. Алексеева В., Глиник И. «Чтение нот с листа на начальном этапе обучения» М. 1989г.
  8. А. Н. Амосов «Природа чтение нот с листа» Красноярск 2003г.
  9. Варфолос В. «Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов» выпуск3 Л. Изд-во « Музыка» 1990г. 93с.
  10. Имханицкий М. И. «Воспитание навыков интонирования на баяне» М. 1989г. 37с.
  11. Ташаева И. В. «Методические указания» Москва 1988г. 29с.
  12. Позднякова Ю. А. « Анализ музыкальных произведений» Красноярск 2001г.
  13. Учебная нотная литература
  14. Бажилин Р.Н. « Школа игры на баяне» М. Изд-во Владимира Катанского 2001г.   205с.
  15. Афенедиков В.Н. «Учебное пособие для начинающих баянистов» К. 2010г. 66с.
  16. Коробейников А. «Альбом для детей и юношества» I ч.       С.-П. Изд-во « Композитор» 2003г. 73с.
  17. Коробейников А. «Альбом для детей и юношества»    II ч.       С.-П. Изд-во « Композитор» 2003г. 73с.
  18. Шматова О. « Первая ступень» Р-на-Д. Изд-во «Феникс» 2005г 24с.
  19. Акимов Ю.»Школа игры на баяне» М. 1981г. 206с.
  20. Говорушко П. «Школа игры на баяне» .Л. 1981г.
  21. Лондонов П. «Пьесы, обработки и этюды для готово-выборного баяна». М., 1971г.
  22. Накапкин В. «Школа игры на готово-выборном баяне» М. 1985г.
  23. «Альбом начинающего баяниста» вып.25 М. 1981г.
  24. «Альбом начинающего баяниста» вып.3 Сост. Ф.Бушуев. А.Талакин. М. 1970г.
  25. «Альбом начинающего баяниста» Вып.18 Сост. А.Талакин М. 1978г.
  26. «Альбом начинающего баяниста» Вып. 19 Сост. С.Павин М. 1979
  27. «Альбом начинающего баяниста» Вып. 23 Сост. С.Павин М. 1981г.
  28. «Бразильский карнавал» М. 2007г. 93с.
  29. Дербенко Е. «Две сюиты» 21с.
  30. «Джаз и не только» М. 2008г. 88с.
  31. «Калейдоскоп» Брызгалин В. Пьесы композиторов Росии и Украины для баяна и аккордеона тетрадь 1 Курган 2001г. 16с.
  32. «Калейдоскоп» Брызгалин В. Пьесы композиторов Росии и Украины для баяна и аккордеона тетрадь 2 Курган 2001г. 16с.
  33. «Калейдоскоп» Брызгалин В. Пьесы композиторов Росии и Украины для баяна и аккордеона тетрадь 3 Курган 2001г. 17с.
  34. Доренский А. « Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона»1-3 классы ДМШ Р-на-Д. Изд-во «Феникс»2007г.
  35. Бортняков В. «Эстрадные миниатюры «Ретро» для баяна или аккордеона» выпуск1С.-П. 1993г. 79с.
  36. Баян 1 класс ДМШ Сост. И.Алексеев, Н.Корецкий Киев 1981г.
  37. Баян 2 класс ДМШ Сост. И.Алексеев, Н.Корецкий Киев 1981г.
  38. Баян 3 класс ДМШ Сост. И.Алексеев, Н.Корецкий Киев 1981г.
  39. Баян 4 класс ДМШ Сост. А.Денисов киев 1980г.
  40. Баян 5 класс ДМШ Сост. А.Денисов киев 1982г.
  41. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2 Сост. В.Алёхин М.1969г.
  42. Баян в музыкальной школе. Вып. 3 Сост. С.Павин М. 1970г.
  43. Хрестоматия педагогического репертуара для 2 кл. ДМШ « Пчёлка» Н. Изд-во « Арт классик» 1999г. 60с.
  44. Гамаюнов О. « Баян эксцентрик» С.-П. Изд-во  « Композитор» 2003г. 37с.
  45. Шендерёв Г. Пьесы и обработки для баяна. М. 1979г.
  46. Чапкий С. Школа итры на выборном баяне. Киев. 1968г.
  47. Этюды для баяна. Вып. 2 Сост. С.Чапкий. Киев 1968г.
  48. Этюды для баяна. Вып. 2 Сост. В.Буравлёв М. 1970г.
  49. Этюды для баяна на разные виды техники. 2 класс ДМШ Сост. А.Нечипоренко, В.Уринович. Киев. 1981г.
  50. Этюды для баяна на разные виды техники. 3 класс ДМШ Сост. А.Нечипоренко, В.Уринович. Киев. 1981г.
  51. Этюды для баяна на разные виды техники. 4 класс ДМШ Сост. А.Нечипоренко, В.Уринович. Киев. 1982г.
  52. Этюды для баяна на разные виды техники. 5 класс ДМШ Сост. А.Нечипоренко, В.Уринович. Киев. 1982г.
  53. Яшкевич И. Полиритмические этюды для баяна. Киев. 1968г.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?