Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Образование Категория не определена ДПОП "Народные инструменты" Оркестр (русские народные инструменты) срок обучения 5 лет
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Оркестр (ансамбль)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства«Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: оркестру, ансамблю. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.
Оркестры русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике.
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки. Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его внутренний мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в оркестре (ансамбле).Оркестр иансамбль - виды коллективного музицирования, которыми занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Содержание программы учитывает достижения мировой музыкальной культуры, российских традиций, культурно – национальных особенностей и направленно на создание условий для развития личности ребёнка, развития мотивации к познанию и творчеству, посредством дифференцированного музыкального развития каждого ребёнка, взаимодействия с семьёй и удовлетворения социального заказа.
Коллективное музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в коллективных занятиях музыкой.
Данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.
Игра в оркестре (ансамбле) позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе оркестра (ансамбля) позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.
Оркестры и ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача — воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.
Реализации данной программы осуществляется со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет).
Таблица 1
Срок обучения |
Со 2 по5 год обучения |
6-й год обучения |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
396 |
132 |
Количество часов на аудиторные занятия |
264 |
66 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
132 |
66 |
– 2 часа (1 час, в форме мелкогрупповых занятий, 1 час сводные репетиции).
Цель предмета «Оркестр (ансамбль)» не противоречит общим целям общеразвивающей программы и заключается в следующем:
Программа направлена на решение следующих задач:
Учебный предмет «Оркестр (ансамбль)» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства « Народные инструменты».
Предмет «Оркестр (ансамбль)» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах.Оркестр может выступать в роли сопровождения солистам - вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающая все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Выбор методов обучения по предмету «Оркестр (ансамбль)» зависит от:
- возраста учащихся;
- их индивидуальных способностей;
- от состава оркестра (ансамбля);
- от количества участников оркестра (ансамбля).
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал.
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
Теория и история музыки:
В дополнение к названным, предмет «Оркестровый класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении оркестра народных инструментов.
Содержание учебного предмета
Оркестр может быть составлен из различных групп инструментов, куда могут входить например: домра, балалайка , баян, аккордеон, а так же шумовые или ударные инструменты . Также в классе практикуется унисонная форма музицирования. Инструментальный состав, количество участников в оркестре могут варьироваться.При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя оркестра.
Таблица 2
Срок обучения 5 (6) лет
Распределение по годам обучения |
||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Общее количество часов на аудиторные занятия |
264 |
66 |
||||
330 |
||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
132 |
66 |
||||
198 |
||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
Общее максимальное количество часов по годам |
99 |
99 |
99 |
99 |
132 |
|
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
396 |
132 |
||||
528 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Обьем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
Требование по годам обучения
В оркестровой игре так же, как и в ансамблевом и сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Годовые требования
Срок обучения 5 (6) лет
Второй класс (1 год обучения)
С первых уроков игры в коллективе ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем. Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.
Третий класс (2 год обучения)
Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию. Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Совершенствуются средства музыкальной выразительности — более широкое использование динамических оттенков. Ведется работа над характером произведения с установкой учителя. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.
Четвертый класс (3 год обучения)
Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Слышать и понимать музыкальное произведение- его основную тему, отголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем(оркестром), так и отдельными оркестровыми группами. Читать с листа оркестровую партию и уметь ориентироваться в ней. Технически правильно исполнять программный материал и музыкальные произведения. Свободно и уверенно держаться на сцене. Самостоятельно подобрать аппликатуру. Подбор репертуара и распределение ролей в коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.
Пятый класс (4 год обучения)
Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Слышать и понимать музыкальное произведение- его основную тему, отголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем(оркестром), так и отдельными оркестровыми группами. Читать с листа оркестровую партию и уметь ориентироваться в ней. Технически правильно исполнять программный материал и музыкальные произведения. Свободно и уверенно держаться на сцене. Самостоятельно подобрать аппликатуру. Подбор репертуара и распределение ролей в коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.
Шестой класс (5 год обучения)
Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Слышать и понимать музыкальное произведение- его основную тему, отголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем(оркестром), так и отдельными оркестровыми группами. Читать с листа оркестровую партию и уметь ориентироваться в ней. Технически правильно исполнять программный материал и музыкальные произведения. Свободно и уверенно держаться на сцене. Самостоятельно подобрать аппликатуру. Подбор репертуара и распределение ролей в коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
Реализация программы обеспечивает:
Формы и методы контроля, система оценок
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по предмету оркестр (ансамбль) охватывают основные виды контроля:
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения:
-посещаемость репетиций и старательность учащегося в оркестре (ансамбле);
-сдача оркестровых партий (индивидуальное и групповое прослушивание);
-периодическая проверка теоретических знаний (опрос);
-открытые занятия (для родителей, педагогов);
-отчетные и годовые концерты;
-конкурсы, фестивали.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету оркестр (ансамбль). Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование).
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть учебных занятиях в счет аудиторного времени. Каждая форма проверки может быть дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный, аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников. В конце каждой четверти руководитель ансамбля (оркестра) выставляет учащимся оценки за четверть. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков ансамблевой (оркестровой) игры, соблюдение дисциплины. Каждое выступление оркестра (ансамбля): концерт, отчетный концерт, участие в конкурсах и т.п., является одновременно зачетом, как для всего оркестра (ансамбля), так и для каждого оркестранта.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения дополнительной общеразвивающей программы по предмету оркестр (ансамбль). Итоговая аттестация проводится в выпускных классах: 5 (6), в соответствии с действующими учебными планами.
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе оркестр (ансамбль) учитывается так же на различных выступлениях: концертах разного уровня, фестивалях, конкурсах и т.п.
Критерии оценки качества выступления учащихся
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений, слаженности в ансамблевой игре.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, не слаженность в коллективной игре.
Зачет (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Творческое развитие учащихся
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций ( филармонии, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;
- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся.
Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с учащимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, обьем самостоятельной нагрузки по предмету оркестр (нсамбль) составляет один час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и возрастов ( младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении воркестре (ансамбле).
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.
При выборе репертуара для различных по составу оркестра (ансамбля) педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапозонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка оркестра). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактированиямежду участниками аркестра.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по оркестру.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Учащийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по оркестру. После каждого урока с партнером и педагогом оркестра, необходимо вновь репетировать коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника оркестра. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.
В ДШИ имеется библиотека для разных видов оркестров, ансамблей. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой методической и нотной литературы