Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Образование Категория не определена ДПОП "Народные инструменты" Домра срок обучения 5(6) лет
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а так же по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:
Таблица 1
Срок обучения |
5 лет |
6-й год обучения |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
924 |
214,5 |
Количество часов на аудиторные занятия |
363 |
82,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
561 |
132 |
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Цель предмета «Специальность (домра)» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
Программа направлена на решение следующих задач:
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу домры необходимых принадлежностей:
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
Теория и история музыки:
В дополнение к названным, предмет «Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.
Содержание учебного предмета
Срок обучения 5 (6) лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения |
||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия |
363 |
82,2 |
||||
445,5 |
||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
561 |
132 |
||||
693 |
||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
5 |
5 |
5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам |
165 |
165 |
165 |
214,5 |
214,5 |
214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
924 |
214,5 |
||||
1138,5 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
Годовые требования по классам
Срок обучения 5 (6) лет
Требования по специальности для обучающихся на трехструнной домре сроком 5( 6) лет те же, что и при 8(9) летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Первый класс
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения для развития левой руки, правой руки;
- гаммы мажорные однооктавные (до мажор, ре мажор);
- 4 – 6 этюдов на различные штрихи и приемы игры;
- 12 – 14 пьес и песен разного характера;
- 4 – 6 произведений для чтения нот с листа.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 3
1 полугодие |
2 полугодие |
-- |
Май – академический концерт (3 разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа академического концерта
Второй класс
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие беглости пальцев левой руки;
- мажорные одноктавные гаммы до трех знаков в первой и второй позициях, используя удары в разные стороны, дубль-штрих;
- 4 – 6 этюдов на различные виды техники;
- 8 – 10 пьес разного характера;
- 4 -6 произведений для чтения нот с листа.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 4
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа академического концерта
Третий класс
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные однооктавные гаммы и арпеджио, в две октавы ритмическими фигурациями ( дуоль, триоль, квартоль);
- хроматическая гамма от «ми» в две октавы ;
- 3 – 4 этюда на различные виды техники;
- 8 – 10 пьес разного характера;
- 1 произведение крупной формы;
- чтение нот с листа из репертуара 1 класса.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 5
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (три разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа академического концерта
Четвертый класс
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные гаммы и арпеджио, в две октавы ритмическими фигурациями ( дуоль, триоль, квартоль, квинтоль);
- хроматическая гамма от «ми», « фа», « соль» в две октавы ;
- 2 – 4 этюда на различные виды техники;
- 6 – 8 пьес разного характера.
- 2 произведения крупной формы;
- чтение нот с листа из репертуара 1- 2 класса.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 6
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (две разнохарактерные пьесы, в том числе произведение крупной формы). |
Примерная программа академического концерта
Пятый класс
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные гаммы ( 3 – х видов) и арпеджио, в две октавы ритмическими фигурациями ( дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль);
- хроматическая гамма от « соль» , « ля» в две октавы ;
- 2 этюда на различные виды техники;
- 4 - 6 пьес разного характера.
- 1 произведение крупной формы;
- чтение нот с листа из репертуара 2- 3 класса.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 7
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет ( 1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса ). Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена). |
Март – прослушивание не исполненной части программы). Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения). |
Примерная экзаменационная программа
Шестой класс
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросам музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированности музыкального мышления.
В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на беглость пальцев левой руки;
- все пройденные мажорные и минорные (3–х видов) гаммы в две октавы, в быстром темпе;
- 2 этюда на разные виды техники;
- 4 – 5 пьес разного характера;
- 1 произведение крупной формы;
- чтение нот с листа за предыдущие классы.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 8
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет ( 1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса ). Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена). |
Март – прослушивание не исполненной части программы). Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения). |
Примерная экзаменационная программа
Экзаменационные требования
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
1, 2 классы – динамические оттенки,
3 класс – основные обозначения темпов,
4 класс – характер исполнения произведений.
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
Реализация программы обеспечивает:
Формы и методы контроля, система оценок
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 9
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
· поддержание учебной дисциплины, · выявление отношения учащегося изучаемому предмету, · повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. |
· контрольные уроки, · академические концерты, · прослушивания к конкурсам, отчетным концертам. |
Промежуточная аттестация |
· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. |
· зачеты (показ части программы, технический зачет), · академические концерты, · переводные зачеты, · экзамены |
Итоговая аттестация |
· определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета. |
· экзамен – проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9). |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Специальность (домра)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках,технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.
Кроме того, педагогам также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
Критерии оценки качества выступления учащегося
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Зачет ( без оценки) достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Творческое развитие учащихся
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий ( конкурсов, фестивалей, мастер – классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций( филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;
- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;
Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с учащимся педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия педагог составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года педагог представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на трехструнной домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности балалайки.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги – домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей ( скрипка, фортепиано, и др.)
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.
В ДШИ имеется библиотека для трехструнной домры, содержащая методические пособия и нотные сборники. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой методической и нотной литературы