Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Образование Категория не определена ДПОП "Народные инструменты" Коллективное музицирование (аккордеон, баян) срок обучения 5 лет
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Программа учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Учебный предмет «Коллективное музицирование» направлен на приобретение учащимися знаний, умений, навыков игры в коллективе на первых ступеньках обучения. А так же художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нраственного развития учащегося. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с преобритаемыми и уже приобретенными знаниями в классе по специальности.
Обучение детей в области « Коллективное музицирование» ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Коллективное музицирование на русских народных инструмента широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы баяна и аккордеона, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт коллективного музицирования должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с педагогами по специальности.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусства «Народные инструменты», (вариативная часть) «Коллективное музицирование», направлен на приобретение обучающихся музыкально-исполнительских навыков игры на русских народных инструментах в ансамбле.
Реализации данной программы осуществляется в 1-ом классе по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет.
Таблица 1
Срок обучения |
1 год (срок обучения 5(6)лет) |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
66 |
Количество часов на аудиторные занятия |
33 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
33 |
Консультации (часов в неделю) |
2 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
Цель предмета « Коллективное музицирование» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
Программа направлена на решение следующих задач:
Учебный предмет « Коллективное музицирование» неразрывно связан с учебным предметом « Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства « Народные инструменты».
Предмет «Коллективное музицирование» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах.
Знания, накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в ансамбле, оркестре.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Выбор методов обучения по предмету « Коллективное музицирование» зависит от:
- возраста учащихся;
- их индивидуальных способностей;
- от состава ансамбля;
- от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Методы работы « коллективного музицирования» в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях «коллективного музицирования» на русских народных инструментах.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
Теория и история музыки:
В дополнение к названным, предмет « Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыки коллективного музицирования, дают основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.
Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в ДШИ – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т.д. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только баянов, аккордеонов, домр, балалаек, гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить например: домра, балалайка и баян, или аккордеон, а так же шумовые или ударные инструменты. Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.
Однородные составы:
1.1. Дуэты
- Дуэт аккордеонистов – аккордеон I , аккордеон II
- Дуэт баянистов – баян I, баян II;
- Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II
- Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра альт – в старших классах);
- Дуэт балалаечников – балалайка прима I ,балалайка прима II;
1.2. Трио
- Трио аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеонIII;
- Трио баянистов – баян I, баян II, баян III;
- Трио гитаристов – гитара I, гитара II, гитараIII;
- Трио домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт;
- Трио балалаечников – балалайка I, II, балалайка альт;
балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);
1.3. Квартеты
-Квартет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV;
- Квартет баянистов – баян I, баянII, баянIII, баянIV;
- Квартет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV;
- Квартет домристов - домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас ( в старших классах); - Квартет балалаечников – бал-ка примаI, бал-ка примII, бал-ка секунда, бал-ка бас;
1.4. Квинтеты
- Квинтет аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеонIII, аккордеонIV, аккордеонV;
- Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;
- Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;
- Квинтет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт, домра альт, домра бас (лучше балалайка бас);
- Квинтет балалаечников – балалайка прима I, балалайка примаI, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас;
1.5. Секстеты
-Секстет аккордеонистов - аккордеон I, аккордеон I, аккордеон II , аккордеон II , аккордеон III , аккордеон IV;
- Секстет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра альт II, домра бас, домра бас;
- Секстет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;
- Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;
Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов
2.1. Дуэты
- баян или аккордеон, домра малая;
- баян, балалайка прима;
- аккордеон, балалайка прима.
2.2. Трио
- баян или аккордеон, домра малая, балалайка прима;
- баян, аккордеон и фортепиано;
2.3. Квартеты
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима;
- аккордеон, домра малая, домра альт, домра бас.
2.4. Квинтеты
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка бас;
- баян, домра малая, домра альт, домра бас, балалайка прима;
2.5. Секстеты
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка альт, балалайка бас;
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт I, домра альтII, домра бас, балалайка прима.
Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.
При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.
Таблица 2
Срок обучения 5 (6) лет
Распределение по годам обучения |
||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
1 |
|||||
Общее количество часов на аудиторные занятия |
33 |
|||||
33 |
||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
1 |
|||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
33 |
|||||
33 |
||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
2 |
|||||
Общее максимальное количество часов по годам |
66 |
|||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
66 |
|||||
66 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
Требование по годам обучения
В коллективном музицировании так же, как и в сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в коллективной игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач коллективного исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Годовые требования
Срок обучения 5 (6) лет
Первый класс
За учебный год учащиеся должны исполнить
Таблица 3
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта:
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков в области коллективного музицирования.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
Реализация программы обеспечивает:
Формы и методы контроля, система оценок
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по предмету «Коллективное музицирование» ( вариативная часть) охватывают основные виды контроля:
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 4
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
· поддержание учебной дисциплины, · выявление отношения учащегося изучаемому предмету, · повышение уровня освоения текущего учебного материала. · ответственность в организации домашних заданий. · воспитательные цели, которые могут носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность, качество выполнения предложенных заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения. |
· контрольные уроки, · прослушивания к конкурсам, отчетным концертам. |
Промежуточная аттестация |
· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. |
· зачеты , · академические концерты, · переводные зачеты, · экзамены |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть). Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимися, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти, это зависит от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в учениках к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Коллективное музицирование». Каждая форма проверки ( кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной ( с оценкой), так и недифференцированной, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный, аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников .
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащиеся, освоившие в полном объеме программу, переводятся в следующий класс. По завершению экзамена допускается пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения « Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы по предмету «Коллективное музицирование» ( вариативная часть). Экзамен проводится в 1 классе- 5 (6) летнего обучения, в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Коллективное музицирование» ( вариативная часть) учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, зачетах , а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащихся планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.
В соответствии с учебным планом в 1 классе учащиеся сдают зачет, переводной экзамен. В остальные периоды обучения проходят контрольные уроки, и зачеты которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на зачете из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником одно или два произведения различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Кроме того, педагогом также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах , концертах для родителей.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами 1 класса. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
Критерии оценки качества выступления учащихся
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений, слаженности в коллективной игре.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, не слаженность в коллективной игре.
Зачет (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Творческое развитие учащихся
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций ( филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;
- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;
Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с учащимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Коллективное музицирование» составляет один час в неделю.
Педагогу по коллективному музицированию можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на коллективное музицирование, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Так же можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и разных возрастов (младшие – средние). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в коллективном музицировании.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.
В звучании музыкального коллектива немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка коллектива). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Учащийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с партнером и педагогом ансамбля, необходимо вновь репетировать всем коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.
В ДШИ имеется библиотека для разных видов дуэтов, ансамблей, оркестров. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой методической и нотной литературы
1.Методическое пособие
1.« Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты» г.Красноярск 2005г.
2.« Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога» Бочкарев Л. 1979г.
3.« Избранное» Бельская И. ч.1 г. Москва 2012г.
4.« Избранное» Бельская И. ч.2 г. Москва 2012г.
5.« Искусство» все для учителя научно- методический журнал г. Москва 2013г.
6.« Музыка в школе» в.3 г. Москва 2013г
7.Вольфович В.А. «Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции» Челябинск 1995г.
8.« Анализ музыкальных произведений» Красноярск 2001г.
9.«Русские народные инструменты: история, теория, методика» Красноярск 1998г.
10.«Методические указания по организации учебно - воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ» Москва 1988