МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Ансамбль (аккордеон) срок обучения 5лет

13 001

 

 

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Нотная литература для переложений;
  • Ансамбли для смешанного состава;
  • Методическая литература;
  • Нотная литература для аккордеона и баяна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

 Навыки коллективного  музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы баяна и аккордеона.

Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с педагогами по специальности.

Данная программа разработана для ансамбля баян, аккордеон.

 

  1. Срок реализации учебного предмета « Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8(9) лет и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения

С 2 по 5 год обучения

6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

165

66

Консультации (часов в неделю)

2

2

 

 

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая ( от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
  2. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Ансамбль» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:  

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства., позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять  произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области ансамблевого исполнительства  до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • овладение знаниями, умениями и навыками игры в ансамбле, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования, их практическое применение;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом « Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства « Народные инструменты».

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам - вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

  Знания в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

- возраста учащихся;

- их индивидуальных способностей;

- от состава ансамбля;

- от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод показа;
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником  по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.

  • Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта инструментов.
  • Разноуровневые стулья.
  • Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • Пюпитры в нужном количестве для чтения нотных текстов.

    

     Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.

  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл.  Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет «Оркестровый  класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров  и стилей в исполнении оркестра народных инструментов.

Содержание учебного предмета

         Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в ДШИ – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т.д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов ( только баянов, аккордеонов, домр, балалаек,  гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить например: баян, домра и балалайка ,  а так же шумовые или ударные инструменты .Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Однородные составы:

1.1. Дуэты

- Дуэт аккордеонистов – аккордеон I , аккордеон II

- Дуэт баянистов – баян I, баян II;

- Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II

- Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра альт – в старших классах);

- Дуэт балалаечников – балалайка прима I ,балалайка примаII;

;

.

1.2. Трио

 - Трио аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеонIII;

 - Трио баянистов – баян I, баян II, баян III;

- Трио гитаристов – гитара I, гитара II, гитараIII;

- Трио домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт;

- Трио балалаечников – балалайка I, II, балалайка альт;

   балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);

1.3. Квартеты                                                                                                              -Квартет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV;       

- Квартет баянистов – баян I, баянII, баянIII, баянIV;

- Квартет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV;

  - Квартет домристов - домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас ( в старших классах);                                                                                                                                       - Квартет балалаечников – бал-ка примаI, бал-ка примII, бал-ка секунда, бал-ка бас;

1.4. Квинтеты                                                                                                                          - Квинтет аккордеонистов – аккордеон  I, аккордеон II, аккордеонIII, аккордеонIV, аккордеонV;

- Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) –  баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас,  баян              контрабас;

- Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;

- Квинтет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт, домра альт, домра бас (лучше балалайка бас);

- Квинтет балалаечников – балалайка прима I, балалайка примаI, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас;

1.5. Секстеты

-Секстет аккордеонистов - аккордеон I, аккордеон I, аккордеон II  , аккордеон II , аккордеон III , аккордеон IV;

- Секстет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра альт II, домра бас, домра бас;

- Секстет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;

- Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;

Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов .

  1. Смешанные составы:

2.1. Дуэты

-аккордеон и баян;

- баян или аккордеон, домра малая,;

- баян, балалайка прима,;

- аккордеон, балалайка прима,.

2.2. Трио

- баян или аккордеон, домра малая, балалайка прима;

- баян, аккордеон и фортепиано;

2.3. Квартеты

- баян или аккордеон , домра малая, домра альт, балалайка прима;

- аккордеон, домра малая, домра альт, домра бас,.

2.4. Квинтеты

- баян или аккордеон,  домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка бас;

- баян, домра малая, домра альт, домра бас, балалайка прима;

2.5. Секстеты

- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима,  балалайка альт, балалайка бас;

- баян или аккордеон, домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас, балалайка прима,.

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

Срок обучения 5 (6) лет

                                                                                                                                                     Таблица 2

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

 

1

1

1

1

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

132

66

198

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

 

1

1

1

1

2

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

132

66

198

Максимальное количество

часов занятия в неделю

 

2

2

2

2

4

Общее максимальное

количество часов по годам

 

66

66

66

66

132

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

264

132

396

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.)
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Требование по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

             Годовые требования

Срок обучения 5 (6) лет

Второй класс

  • В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.

За учебный год учащиеся должны исполнить

         Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта:

1.р.н.п. « Весёлые гуси»                                                                                       2.«Тирольский вальс» пер. Ю. Лихачёва                                                  

 3.Русская народная песня «Пряха» пер. А. Онегина                              

4.р.н.п. «Как со вечера дождь» обр. А. Талакина                                          

  1. р.н.п. «Вечерняя песня» обр. В. Дулёва

Третий класс

  • В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.

За учебный год учащиеся должны исполнить

         Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

 

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта :

1.«Эстонская полька» пер. Ю. Лихачёва

  1. Баснер В. «С чего начинается Родина» пер. О. Шарова

3.И. Штраус «Персидский марш» пер. С. Рубинштейна

4.«Карело-финская полька» обр. В. Дулёва

5.В. Фоменко «Игривый котёнок»

6.А. Аверкин «Полька»

7.В. Косенко «Дождик»

8.А. Новиков «Смуглянка»

9.И.С. Бах «Двухголосные инвенции»

Четвертый класс

  • В течение года учащиеся должны пройти 5 пьес.

За учебный год учащиеся должны исполнить

         Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна  пьеса по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

 

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

 Пьесы для дуэта :

1.С. Прокофьев - вальс из оперы «Война и мир»

2.О. Хейне «Эстонский вальс»

3.«Великолепные синкопы» обр. С. Джоплин

4.«Карело-финская полька» пер. В. Дулёва

5.Б. Пагано, Р. Тронье «Возвращение лесточек» обр. С. Лихачёва

6.Е. Дербенко рнп «Ах вы сени, мои сени»

7.Ю. Щёкотов «Омская полечка» обр. Г. Камалдинова

8.«Чешская полька» обр. П. Шашкина

9.Я. Козловский самба «Ритм жизни»

10.С. Рахманинов «Итальянская полька»

  • 11 Танго «Встречи» обр. А. Мирека
  1. П. Чайковский «Танец пастушков» 

Пятый класс

В течение года учащиеся должны пройти 5 пьес.

За учебный год учащиеся должны исполнить

         Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна пьеса  по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта :

         1.Б. Пагано  Р. Тронье «Возвращение ласточки» пер. С. Лихачёва

    2.Андре Вершурен «Вальс-мюзет» пер. В. Ходукина

    3.«Волжские припевки» - на тему Ю. Щекотова обр. А. Шалаева

    4.Вариации на тему мелодии А. Варламова «Уходит вечер» пер. А. Мирека

    5.Ю. Пешков «Мотылёк»

  

 Пьесы для трио:

1.Киселёв Б.Хоровод

2.Чувашский наигрыш обр. Широкова А.

 Квартет :

  1. Львов - Компанеец Д .  «За околицей»
  2. Петренко В. « Цветная ночь»

           3.Пешков «Аргентинское танго»

 

Секстет: I, II, III, IV аккордеон  и баян- бас, баян- контрабас

1.Таривердиев М. Воспоминание из музыки к кинофильму                         

2 « Семнадцать мнгновений весны»

3.Шуберт Ф. « Музыкальный момент»

Шестой класс

  • В течение года учащиеся должны пройти 5 пьес.

За учебный год учащиеся должны исполнить

         Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна  пьеса по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта :

     1.В. Биберган «Полька – Буфф»

2.Ю. Пешков «Ностальгия»

3.О. Хейнэ «Эстонский вальс» обр. А. Мирека

  Пьесы для трио: аккордеон I, аккордеон II, баян бас

1.лат.н.п.  «Петушок» обр. Ходукина В.

2.Векслер Б. Полька- марш

  1. Тедэуш Х. « Чарльстон»

 

    Пьесы для дуэта аккордеона или баяна и фортепиано:

  1. Польский н. т. « Мазурка» обр. Векслера Б.

     Квартет: 

           1.Пешков А.  «Аргентинское танго»

 

  Секстет: I, II, III, IV аккордеон  и баян, баян- бас, баян- контрабас

    1.Глинка М. « Патриотическая песня»

    2.Лядов А.     Прелюдия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать конструктивные особенности инструмента;
  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • знать оркестровые разновидности инструментов;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для ансамблевого исполнительства ;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе « специальность» под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении ансамблевого исполнительства;
  • иметь навык игры по нотам;
  • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
  • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
  • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству в целом;
  • умение в ансамбле реализовывать индивидуальные практические навыки игры на инструменте, приобретенные в классе по специальности;
  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе   (ансамбль, оркестр);
  • знание музыкальной терминологии;
  • развитие навыка  чтения нот с листа музыкальных произведений;
  • развитие навыка транспонирования и подбора по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • знание репертуара для ансамбля;
  • наличие навыков репетиционно -концертной работы в качестве солиста;
  • повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по предмету «Ансамбль» охватывают основные виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация учащихся;
  • итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 8

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

·     поддержание учебной дисциплины,

·     выявление отношения учащегося  изучаемому предмету,

·     повышение уровня освоения текущего учебного материала.

·     ответственность в организации домашних заданий.

·     воспитательные цели, которые могут носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность, качество выполнения предложенных заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.

·  контрольные

уроки,

·  прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

·     определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

·  зачеты ,

·  академические концерты,

·  переводные зачеты,

·  экзамены

Итоговая аттестация

·     определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.

·  экзамен – проводится в

выпускных классах: 5 (6), 8 (9).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету « Ансамбль». Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти, это зависит от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет « Ансамбль». Каждая форма проверки ( кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной,  с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный , аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников .

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащиеся, освоивший в полном объеме программу, переводятся в следующий класс. По завершению экзамена допускается  пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения « Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы по предмету « Ансамбль». Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

  1. Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Ансамбль» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, зачетах , а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащихся планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.

В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают зачет, экзамен. В остальных классах проходят контрольные уроки, и зачеты которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на зачете из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником одно или два произведения различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Кроме того, педагогом также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах , концертах для родителей.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы учеников, выведенная на основе их продвижения;
  • оценка учеников за выступление на концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
  • другие выступления учеников в течение учебного года.

Критерии оценки качества выступления учащихся

Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений, слаженности в ансамблевой игре.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного  звукоизвлечения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание  наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, не слаженность в коллективной игре.

Зачет (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Творческое развитие учащихся

 

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций ( филармонии, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития  музыкального искусства и образования;

- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся.

Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части обьем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет один час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Так же можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и возрастов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапозонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования  между участниками ансамбля.

 Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – один час.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Учащийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с партнером и педагогом ансамбля, необходимо вновь репетировать коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для разных видов дуэтов, ансамблей, оркестров. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д.. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

1.Методическое пособие

1.« Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты» г.Красноярск 2005г.

2.« Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога» Бочкарев Л. 1979г.

     3.« Избранное» Бельская И. ч.1 г. Москва 2012г.

4.« Избранное» Бельская И. ч.2 г. Москва 2012г.

5.« Искусство» все для учителя научно- методический журнал г. Москва 2013г.

      6.« Музыка в школе» в.3 г. Москва 2013г

  1. Вольфович В.А. «Русские национальные музыкальные инструменты:    устные и письменные традиции»  Челябинск 1995г.

      8.« Анализ музыкальных произведений» Красноярск 2001г.

  9.«Русские народные инструменты: история, теория, методика» Красноярск 1998г.

      10.«Методические указания по организации  учебно- воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ» Москва 1988

 

  1. Учебная нотная литература
  2. «Хрестоматия баяниста» - сост. А. Крылусов, 1-2 кл., изд. «Музыка» Москва 1984; 1997
  3. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Гусев, изд. «Музыка» Москва 1986; 1991
  4. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ф. Бушуев, С.Панин, изд. «Музыка» Москва,  1982
  5. «Педагогический репертуар баяниста» - сост. И. Бойко, 1-2 кл., изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2000
  6. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Мотов, Г. Шахов, 1-3 кл., изд.«Кефара» Москва, 2002
  7. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачёв, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва 1984
  8. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ю. Акимов, А. Талакин, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва, 1970
  9. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачев, 5 кл., изд. «Музыка» Москва, 1997
  10. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Лушников, 5 кл., изд. «Музыка» Москва,  1990
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.1, младший класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2002
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.2, 1-2 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2004
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.3, 2-3 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2006
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.4, 3-4 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.5, 4-5 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.6, 6-7 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2009
  • А. Иванов «Руководство игры на баяне»
  • П. Лондонов «Школа игры на аккордеоне»
  • В. Лушников «Школа игры на аккордеоне» - изд. «Советский композитор» Москва 1991
  • А. Коробейников «Альбом для детей и юношества» - изд. «Композитор» С-Пб 2009
  • А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 1-3 кл., изд. «Феникс» Ростов на Дону 2008
  • А. Доренский «Музыка для детей», 2-3 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 1998
  • А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 3-5 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 2008
  • М. Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор», Москва, 1988
  • А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор» Москва 1984
  • «Хрестоматия аккордеониста» - 4-5 кл., сост., изд. «Музыка» Москва  1988
  • «Хрестоматия аккордеониста»  для муз. училищ вып.1, сост. М. Двилянский, изд. «Музыка» Москва  1970
  • «Популярные обработки народных мелодий для баяна», изд. «Музыка» Москва  1989
  • «Концертный репертуар аккордеониста» - сост. Ю. Дранга, изд. «Музыка» Москва  1990
  • «Музыка советской эстрады» - вып.1,2, сост. М. Двилянский, изд. «Музыка» Москва  1983; 1984
  • «Эстрадные произведения» - вып.4, изд. «Музыка» Москва  1970
  • «Хорошее настроение» - сост. А. Дмитриева, Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград  1990
  1. «Из репертуара Международного конкурса им. В.В. Андреева» вып.1 – сост. Л.Комарова, Е. Михайлова, изд. «Грифон» Санкт-Петербург 1994
  • Б. Тихонов «Эстрадные произведения» - изд. «Музыка» Москва  1971
  • В. Ходукин «Просчитай до трех» - изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2001
  • «Веселый аккордеон» вып.5 – сост. В. Дмитриев, изд. «Музыка» Ленинград  1969
  • «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3-4 кл. – сост. Ю.Акимов, А. Мирек, Гос. Музыкальное издательство Москва 1963
  • «Вальс, танго, фокстрот» - сост. И. Савинцева, изд. «Музыка» Москва  1987
  • «Танцевальная музыка» вып.1 – сост. В. Петренко, изд. «Музыка» Москва  1979
  • «Баян» - подготовительный класс – сост. А. Денисов, В. Угринович, изд. «Музична Украина» Киев 1984
  • «Баян»  1 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  • «Баян»  2 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  • «Баян»  3 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  • «Баян»  4 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  • «Баян»  5 кл. – сост. А. Денисова, изд. «Музична Украина» Киев, 1978
  1. «Хрестоматия аккордеониста – Этюды» 4-5 кл., сост. А. Талакин, изд.«Музыка» М.  1988
  • «Сборник ансамблей» - сост. Р. Гречухина, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1999
  • «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. Р. Бажилин, изд. «Издательство Владимира Катанского»  Москва, 2000
  • «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. С. Лихачев вып. 1,2,3,4, изд. «Композитор» СПб, 1999
  • «Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей» - сост. Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград  1988
  • «Полифонические пьесы для баяна» вып.1,2 – сост.В. Агафонов, В. Алехин, изд. «Советский композитор» Москва, 1971
  • И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция  Н. Рукавишникова, изд. «Музыка» Москва, 1989
  • «Произведения старинных композиторов» вып.1 – сост. В. Панькова, изд. «Музична Украина» Киев 1973
  • «Хрестоматия для баяна и аккордеона» 1-3 кл. «Старинная музыка» - сост. Л. Скуматов, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  • «Бах – Гендель», сост. К. Бартока, изд. «Музыка»  Будапешт,  1962
  • А. Фоссен  «Эстрадные композиции для аккордеона» вып.1, изд. «Композитор» СПб, 2001
  • «Композиции для аккордеона» - сост. В. Ушакова вып. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1998; 1999
  • «Популярные эстрадные пьесы для баяна и аккордеона» вып. 1,2 – сост. О. Шаров, изд. «Музыка» Ленинград  1988; 1990
  1. «Аккордеон в музыкальной школе», Москва, 1981, «Советский композитор»
  2. «Баян в музыкальной школе – ансамбль», Москва, 1982, «Советский композитор»
  3. «Эстрадно – джазовые обработки для баяна//аккордеона», В. Трофимова, Санкт-Петербург, творческое объединение, 1998.
  4. «Произведения для ансамбля баянов», Минск, 1995
  5. «50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов», Б. Марана, Новосибирск, 1997
  6. «Музыкальные миниатюры», Санкт-Петербург, композитор, 2003
  7. Хрестомания для баяна, Москва, 1960
  • «Ансамбли аккордеонистов», выпуски 1-6, составитель В. Розанов, Москва, 1969-1976
  • «Пьесы для ансамблей аккордеонистов», выпуск 1, составитель О. Звонарёв. Москва 1961
  • «Педагогический репертуар аккордеонистов», выпуск 6, составитель Ф. Бушуева, С. Павина, Москва, 1976
  • Ю. Акимов, П. Гвоздев. «Прогрессивная школа игры на баяне», часть 1, 2. Москва 1971
  • «Ансамбли баянов», Выпуск 2, 3. составитель В. Розанов. Москва, 1971-1972
  • «Ансамбли баянов», Выпуск 4, 5. Составитель Л. Гаврилов. Москва, 1973-1974

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?