МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДООП Раннее эстетическое развитие детей 2 года обучения Домра, балалайка

 3 001

 

 Структура программы учебного предмета

 

  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Цель и задачи учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

- Годовые требования

-Учебно-тематический план

- Примерный репертуарный список

3.Формы и методы контроля, система оценок, ожидаемые результаты

  1. Список литературы и средств обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра)» подготовительного класса разработана с учетом педагогического опыта в области исполнительства на струнно-щипковых музыкальных инструментах в ДМШ и ДШИ.

Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью гармонического развития личности. Владение инструментом открывает богатые возможности для музыкально-эстетического воспитания и развития учащегося. Очень важно с первых лет обучения погружать и приобщать детей к обучаемому процессу всеми возможными средствами: посещение концертов, выставок, прослушивание и просмотр аудио и видеоматериалов, проведение викторин и творческих встреч.

 

Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте 6-7 лет, продолжительность учебных занятий составляет 33 недель.

       Недельнеая нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра)» составляет 1,5 учебный час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Такого рода занятия дают возможность оптимального решения проблемы обучения детей с разными способностями, помочь им более полно проявить себя в сфере музыки. В целях эффективности изучения музыкального материала рекомендуется проводить занятия два раза в неделю по 35 минут.

 

Количество часов в неделю

   

Количество учебных недель в году

Общее количество учебных часов

Подготовительный класс

1,5 часа

33

49,5

 

Цель и задачи учебного предмета

ЦЕЛЬ: Начальное музыкальное воспитание с необходимыми элементами эмоциональной отзывчивости. Формирование эстетических вкусов и максимальное развитие личности ребенка.

ЗАДАЧИ:

- развитие музыкального слуха (высотный, гармонический, тембровый,

динамический);

- заинтересовать учащегося, пробудить его интерес к музыке;

- работа над организацией мышления ученика;

- освоение музыкальной грамоты в рамках начального процесса обучения;

- посадка за инструментом, постановка игрового двигательного аппарата;

- воспитание начальных исполнительских навыков;

- пробудить в ученике стремление к самостоятельному творчеству.

  1. Содержание учебного предмета

 

За учебный год необходимо пройти 16-18 пьес, небольших попевок (включая игру с преподавателем в ансамбле)Упражнения для лучшей организации игровых движений правой руки, игра по открытым струнам. Упражнения для левой руки -единичные нажатия 1 и 2 пальцев на ладах (в пределах с 1-5 лада).

Учебно-тематический план

Календарные сроки

 

Темы и содержания занятий

 

Кол-во часов

 

1 полугодие

 

- Освоение начальной музыкальной грамоты

-История возникновения инструмента

- Краткое ознакомление с устройством инструмента.

- Освоение приема игры на домре-пиццикато.

- Начальные навыки ориентирования в нотном тексте и на грифе инструмента.

- Знакомство с длительностями, ритмом.

-Правильная, удобная посадка, постановка рук.

 

13

2 полугодие

-Постановка игрового аппарата, работа над звукоизвлечением.

-Формирование слухового контроля и качество звукоизвлечения.

- Начальные навыки ориентирования в нотном тексте и на грифе инструмента.

- Упражнения для лучшей организации игровых движений правой руки, игра по открытым струнам, прием игры-пиццикато.

- Упражнения для левой руки -единичные нажатия 1 и 2 пальцев на ладах (в пределах с 1-5 лада).

-Ознакомление с основными динамическими оттенками (f, p).

-Знакомство с аппликатурой.

- Исполнение легких пьес по открытым струнам. По возможности исполнение пьес в первой позиции.

20

                                                       

Примерный репертуарный список

домра

  1. «Дождик» р.н.п.
  2. С. Лукин «Песенка»
  3. С. Лукин «Маленький паровозик»
  4. С. Лукин «Вальс»
  5. В. Владимиров Упражнения-пьесы:

1.Песенка указательного пальца.

  1. «Грустная кукушечка»
  2. «Марш маленького пальчика»
  3. «Смелые прыжки»
  4. «Медленно в гору».
  5. М. Красев «Елочка»
  6. «Летал голубь, летал сизый» р.н.п.
  7. «Кукушка» п.н.п.
  8. «У ворот,ворот» р.н.п.
  9. А. Филипенко «Цыплятки»
  10. «Сулико» г.н.п.
  11. «Эй, ухнем» р.н.п.
  12. «На лодочке» б.н.п.
  13. С. Федоров «Гномики»
  14. С. Федоров «Солнышко»
  15. С. Федоров «Паровозик»
  16. С. Федоров «Обида»

балалайка

1.Тамарин И. Этюд

2.Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки»

3.Марченко И. «Марш»

4.Глейхман В. Этюд Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» Пирогов О. 5.Частушка

6.Куликов П. Этюд

7.Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия»

8.Иванов Аз. Полька

III. Формы и методы контроля, система оценок

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточный контрольный урок и академический концерт по окончании обучения.

I и IIIчетверть итоговая оценка выставляется по текущим оценкам;

II четверть - контрольный урок (декабрь),ученик должен исполнить несколько простейших пьес;

В конце года проводится переводной академический концерт (май)-исполнение наизусть два произведения. Академический концерт может проходить в виде концертного выступления.

Критерии оценки

1.Качество освоенного материала, степень выученности исполняемой программы.

  1. Степень самовыражения, яркость, эмоциональность исполнения.
  2. Метро-ритмическая точность.
  3. Степень технической подготовленности и соответствие освоенных игровых навыков программным требованиям – уровень сложности исполняемой программы.
  4. Отношение к занятиям и заинтересованность в них, посещаемость.

Ожидаемый результат после подготовительного класса

Выпускник программы освоил азы музыкальной грамоты, прошел начальный этап постановки игрового аппарата. Он заинтересован в дальнейшем обучении на инструменте. Приобрел элементарные навыки самостоятельной работы. Ребенок получил базовые знания и умения для перехода на следующий уровень обучения.

  1. Список литературы и средств обучения

 

Примерный список нотной литературы

(домра)

  1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. Москва 1988
  2. Владимиров В. Юному домристу. «Ассоль» Новосибирск 2000.
  3. Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь. «Феникс» Ростов на Дону, 2007.
  4. Королькова И. Крохе-музыканту. «Феникс» Ростов на Дону, 2007
  5. Лукин С. Школа игры на трехструнной домре. Иваново, 2006.
  6. Федоров С. Пьесы для маленьких музыкантов-домристов. Красноярск, 2006.
  7. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. Москва 1988.

 

(балалайка)

  1. «Листок из альбома». Пьесы русских и зарубежных композиторов. I-IVклассы ДМШ. Составитель Л. Блохина, С.-П., 2003
  2. «Поиграй-ка, балалайка!» выпуск 1, 2. Составитель А. Горбачев, М., 2003
  3. «Балалайка». Пьесы в сопровождении ф-но, ДМШ, составитель А. Зверев, С.-П., 1998
  4. Гуревич А. «Котенок». Сборник популярных песен 50-60-хх гг. в обработке для балалайки и фортепиано. Новосибирск, 2006
  5. Пьесы для балалайки в сопровождении ф-но, младшие классы ДМШ. С.-П., 1996
  6. Нотная папка балалаечника №1 Младшие классы, сост. В.Б. Болдырев. Этюды.. Пьесы русских и зарубежных композиторов. Ансамбли. М., 2004

 

Методическая литература

1.Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990

Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003

2.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М.,1986

3.Балалайка 1 кл. ДМШ сост. П. Манич. Киев.,1980

4.Легкие пьесы. Вып.1/Сост.А. Дорожкин.М.,195

 

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?