МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДООП "Фольклорное искусство" срок обучения 7 лет

 5 001

 

     Пояснительная записка

 

     Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство»  разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательного учреждения, региональных особенностей.

Данная программа направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области сольного и ансамблевого пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 Дополнительная  общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство»ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

 Условия современной жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время ребята проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей  и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Реализация данной программы, осуществляется посредством:
           • постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
           • создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;

  • постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
              • межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.

           Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство» является комплексной, т.к. включает в себя ряд предметов художественно-эстетической направленности:

  1. I. Учебные предметы исполнительской подготовки.
  2. Фольклорный ансамбль
  3. Фольклорная хореография
  4. Музыкальный инструмент
  5. II. Учебные предметы историко-теоретической подготовки.
  6. Сольфеджио
  7. Народное музыкальное творчество

III. Учебный предмет по выбору.

  1. Сольное пение

Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоническому развитию личности ребенка.

Программа рассчитана на 5-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий 6 лет 6 месяцев – 9 лет, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности.

Недельная аудиторная нагрузка: 1-3 классы – 8 часов в неделю, 4-7 классы – 9 часов в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

групповая

мелкогрупповая

индивидуальная.

Целью данной программы  является воссоздание русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей учащихся через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

Для реализации этой цели необходима система учебно-воспитательных задач:

Обучающие:

обучить комплексу  знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

научить творчески, эмоционально исполнять  репертуар,

уметь передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения.

Развивающие:

развивать музыкальный слух и чувство ритма;

развить память и внимание;

развивать у учащихся эстетический взгляд, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;

развить у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности

Воспитательные:

привить усидчивость и трудолюбие;

воспитать собранность и дисциплину;

сплотить детей в дружный творческий коллектив;

развить коммуникативные способности детей;

воспитать стремление к саморазвитию.

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих  уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Фольклорное искусство»

 

Результатом освоения общеразвивающей общеобразовательной программы «Фольклорное искусство» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области исполнительской подготовки:

- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательного учреждения.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

 

Результаты освоения программы «Фольклорное искусство» по учебным предметам

Фольклорный ансамбль:

знание профессиональной терминологии;

навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;

умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

Музыкальный инструмент:

воспитание у учащегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров - в соответствии с программными требованиями;

знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;

знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

         навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

         навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

         наличие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

 Народное музыкальное творчество:

знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

знание особенностей исполнения народных песен;

знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:

первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

вокально-интонационные навыки;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Фольклорная хореография:

знание рисунка русского танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

знание терминологии;

знание основных элементов и комбинаций русского танца;

умение исполнять различные виды русского танца, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок;

владеть техникой исполнения программных движений в соответствии с учебной программой.

Организация образовательного процесса

 

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство» предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности, обучающимися, поступающими в детскую  музыкальную школу в возрасте 6 лет 6 месяцев – 9 лет.

Реализация программы рассчитана на пять лет.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33 недели - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Учебный план

п/п

Наименование предметной области/ учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация (годы обучения, классы)

   

I

II

III

IV

V

VI

VII

 

1.

Учебные предметы исполнительской подготовки:

1.1.

Фольклорный ансамбль

2

2

2

2

2

3

3

VII

1.2.

Фольклорная хореография

2

2

2

2

2

2

2

 

1.3.

Музыкальный инструмент

1

1

1

1

1

1

1

 

2.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

2.1.

Сольфеджио

1

1

1

1

1

1

1

VII

2.2.

Народное музыкальное творчество

1

1

1

1

1

1

1

 

3.

Учебный предмет по выбору:

3.1.

Сольное народное пение

1

1

1

1

1

1

1

 
 

Всего:

8

8

8

8

8

9

9

 
                     

Программой предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально.

Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 6 человек, мелкогрупповой форме - от 3-х человек, при этом такие учебные предметы, как "Ансамбль", "Подготовка концертных номеров", "Подготовка сценических номеров" могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2-х человек.

Согласно учебному плану предусмотрена работа концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, на аудиторные занятия по следующим учебным предметам: фольклорный ансамбль, фольклорная хореография, сольное пение.

Продолжительность академического часа устанавливается уставом образовательного учреждения и составляет 45 минут.   

На обучение по программе «Фольклорное искусство» принимаются дети после получения письменного заявления родителей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.

Система промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися общеразвивающей общеобразовательной программы

          Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости образовательное учреждение использует контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме

  • контрольных уроков
  • зачетов (недифференцированные, дифференцированные)

Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде

  • академических концертов,
  • исполнения концертных программ,
  • письменных работ и устных опросов.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится с целью контроля за успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития обучающегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения.

Виды промежуточной аттестации определены в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» и включают в себя:

 

 

по учебному предмету «Фольклорный ансамбль»:

  • концертная программа  исполняется во втором полугодии, каждого года обучения  по  предмету. Требования кконцертной программе – индивидуальное и ансамблевое исполнение хоровых партий изучаемых произведений. Исполнение оценивается по следующим критериям:

 

Отлично

(5)

Чистая интонация, чёткая дикция, правильное формирование звука, пение на дыхании, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом.

Хорошо

(4)

Хорошее, крепкое исполнение, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных и ансамблевых.

Удовлетворительно

( 3)

Слабое выступление, неуверенное знание партий, ансамблевое взаимодействие на низком уровне.

Неудовлетворительно

(2)

Очень слабое, невыразительное исполнение с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.

по учебному предмету «Народное музыкальное творчество»:

  • контрольный урокпроводится для выявления знаний, умений и навыков учащихся по окончании  каждого триместра,дифференцированный зачет проводится в 5 классе. На контрольные уроки и зачет выносятся следующие вопросы:

-приметы народного календаря;

-       народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла;

-       семейно-бытовые  обычаи и обряды;

-       жанры устного и музыкально-поэтического творчества;

-       классификация народных музыкальных инструментов;

-        быт и уклад жизни русского народа.

Оценка ставится в соответствии со следующими критериями:

Отлично

(5)

Яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно иточно поданный материал.

Хорошо

(4)

Ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный  и эмоциональный.

Удовлетворительно

(3)

Неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный.

Неудовлетворительно

(2)

Проявление полной несостоятельности при выполнении контрольных заданий.

              по учебному предмету «Сольное народное пение»

  • академический концерт – проводится 2 раза в год (декабрь, май), предполагает исполнение учебного репертуара (в соответствии с программой) и определяет успешность освоения образовательной программы данного года обучения; уровень исполнения оценивается в соответствии со следующими критериями:

Отлично

( 5)

Яркое, артистичное выступление, отточенная вокальная техника, чистая интонация, чёткая дикция, пение на дыхании.

Хорошо

(4)

Выразительное, осмысленное исполнение репертуара с незначительными погрешностями, связанными с несовершенством голосового аппарата ученика.

Удовлетворительно

(3)

Неуверенное, неточное интонирование, отсутствие ритмической и интонационной устойчивости в исполнении, слабая артикуляция.

Неудовлетворительно

(2)

Сбивчивое, с остановками исполнение, слабое знание текста песен.

 

по учебному предмету «Сольфеджио»промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольных уроков и включает следующие виды работы:

  • диктант (мелодический, ритмический) – проверка умения записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа;
  • письменная практическая работа – предполагает проверку знаний по построению интервалов, аккордов, звукорядов, группировке длительностей, транспозиции заданного музыкального материала;
  • устный ответ – проверка умения сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры, звукоряды, интервалы и аккорды в тональности и от звука; определять на слух звукоряды, интервалы и аккорды в тональности и от звука; импровизировать на заданные ритмические построения.

Письменные работы и устные ответы оцениваются в соответствии со следующими критериями:

Отлично

(5)

Свободное, чистое, осмысленное интонирование; уверенное построение (запись и игра) интервалов и аккордов в тональности и от звука; высокая культура нотной записи; уверенное знание музыкальной терминологии.

Хорошо

(4)

Незначительные погрешности в интонировании, связанные с несовершенством голосового аппарата обучающихся, незначительные ошибки, допущенные при построении интервалов, аккордов, записи диктанта.

Удовлетворительно (3)

Фрагментарное воспроизведение музыкально-теоретического материала, предусмотренного учебной программой.

Неудовлетворительно (2)

Проявление полной несостоятельности при выполнении контрольных заданий.

По учебному предмету музыкальный инструмент (фортепиано, гитара, балалайка)

  • академический концерт – проводится 2 раза в год (декабрь, май), предполагает исполнение учебного репертуара (в соответствии с программой) и определяет успешность освоения образовательной программы данного года обучения; уровень исполнения оценивается по 10-балльной системе: 10, 9, 8 (отлично); 7, 6, 5 (хорошо); 4, 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно) в соответствии со следующими критериями:

Отлично

(5)

Уверенное, эмоциональное, выразительное исполнение. Владение основными штрихами, соблюдение темпо-ритмических особенностей произведения.

Хорошо

(4)

Качественное, но недостаточно выразительное исполнение; небольшие погрешности в штрихах и ритме.

Удовлетворительно

(3)

Неуверенное, сбивчивое исполнение; ошибки в штрихах и ритме, неправильный темп.

Неудовлетворительно

(2)

Слабое знание нотного текста произведения, фрагментарное исполнение.

 

 

 

 

Содержание итоговой аттестации учащихся

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определены на основании  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по следующим предметам:

1) Фольклорный  ансамбль;

2) Сольфеджио;

По учебному предмету «Фольклорный ансамбль» методы контроля в итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

—        точное знание слов песни;

—        точное знание партии;

—        стремление к соответствующей стилю манере пения;

—        стремление к соблюдению диалектных особенностей;

—        эмоциональность исполнения;

—        соответствие художественному образу песни.

По итогам исполнения программы на экзамене выставляется оценка по пятибалльной  шкале в соответствии со следующими критериями:

5 баллов

(отлично)

Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом.

4 балла

(хорошо)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных и ансамблевых.

3 балла

(удовл-но)

Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне.

2 балла

(неуд-но)

Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.

 

По учебному предмету «Сольфеджио» экзамен проводится в 2 этапа:

1 этап – письменная работа, включающая различные видыдиктанта (мелодический, ритмический) – проверка умения записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;

2 этап - устный ответ по билету – проверка умения сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, звукоряды, интервалы и аккорды в тональности и от звука; определять на слух звукоряды, интервалы и аккорды в тональности и от звука.

По итогам экзамена ученику выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии со следующими критериями:

5 баллов

(отлично)

Свободное, чистое, осмысленное интонирование; уверенное построение (запись и игра) интервалов и аккордов в тональности и от звука; высокая культура нотной записи; уверенное знание музыкальной терминологии.

4 балла

(хорошо)

Незначительные погрешности в интонировании, связанные с несовершенством голосового аппарата обучающихся, незначительные ошибки, допущенные при построении интервалов, аккордов, записи диктанта.

3 балла

(удовлетво-рительно)

Фрагментарное воспроизведение музыкально-теоретического материала, пре-дусмотренного учебной программой.

2 балла

(неудовл.)

Проявление полной несостоятельности при выполнении контрольных заданий.

Методическое обеспечение

 

      Реализация общеразвивающей программы в области искусств «Фольклорное искусство» обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.

      Внеаудиторная (домашняя) работа учащихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

      Внеаудиторная работа используется учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательным учреждением.

Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателями.

      Реализация общеразвивающей программы в области искусств обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.

Библиотечный фонд образовательного учреждения укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.

Материально-техническое обеспечение

 

Для успешной реализации данной программы в образовательном учреждении имеется:

учебные аудитории для занятий с детьми, соответствующие санитарным нормам, противопожарным требованиям и нормам охраны труда;

музыкальные инструменты ( баян, фортепиано, балалайка, домра)

комплект народных инструментов для детей разного возраста;

актовый зал и концертный зал для академических концертов с пианино, пультами и звукотехническим оборудованием;

сценические костюмы и обувь для детского фольклорного ансамбля «Забавушка».

            Кадровое обеспечение

Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 50 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающей программе в области искусств «Фольклорное искусство».

Методологическое обоснование программы

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности МБОУ ДОД «Детская школа искусств»  Яранского района создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;

- построения содержания программы «Фольклорное искусство» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

Формы проведения занятий

  • практические тематические занятия;
  • беседы;
  • праздники;
  • тематические концерты
  • творческие вечера
  • театрализованные представления
  • совместный досуг детей и родителей

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?