Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Образование Категория не определена ДООП "Фольклорное искусство" срок обучения 7 лет
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательного учреждения, региональных особенностей.
Данная программа направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области сольного и ансамблевого пения;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство»ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Условия современной жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время ребята проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
Реализация данной программы, осуществляется посредством:
• постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
• создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство» является комплексной, т.к. включает в себя ряд предметов художественно-эстетической направленности:
III. Учебный предмет по выбору.
Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоническому развитию личности ребенка.
Программа рассчитана на 5-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий 6 лет 6 месяцев – 9 лет, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности.
Недельная аудиторная нагрузка: 1-3 классы – 8 часов в неделю, 4-7 классы – 9 часов в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
групповая
мелкогрупповая
индивидуальная.
Целью данной программы является воссоздание русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей учащихся через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
Для реализации этой цели необходима система учебно-воспитательных задач:
Обучающие:
обучить комплексу знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
научить творчески, эмоционально исполнять репертуар,
уметь передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения.
Развивающие:
развивать музыкальный слух и чувство ритма;
развить память и внимание;
развивать у учащихся эстетический взгляд, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
развить у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности
Воспитательные:
привить усидчивость и трудолюбие;
воспитать собранность и дисциплину;
сплотить детей в дружный творческий коллектив;
развить коммуникативные способности детей;
воспитать стремление к саморазвитию.
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
«Фольклорное искусство»
Результатом освоения общеразвивающей общеобразовательной программы «Фольклорное искусство» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательного учреждения.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Результаты освоения программы «Фольклорное искусство» по учебным предметам
Фольклорный ансамбль:
знание профессиональной терминологии;
навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
Музыкальный инструмент:
воспитание у учащегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров - в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
наличие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Народное музыкальное творчество:
знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
знание особенностей исполнения народных песен;
знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
Сольфеджио:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:
первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
вокально-интонационные навыки;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Фольклорная хореография:
знание рисунка русского танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание терминологии;
знание основных элементов и комбинаций русского танца;
умение исполнять различные виды русского танца, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок;
владеть техникой исполнения программных движений в соответствии с учебной программой.
Организация образовательного процесса
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области искусств «Фольклорное искусство» предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности, обучающимися, поступающими в детскую музыкальную школу в возрасте 6 лет 6 месяцев – 9 лет.
Реализация программы рассчитана на пять лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33 недели - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
Учебный план
№ п/п |
Наименование предметной области/ учебного предмета |
Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю |
Промежуточная и итоговая аттестация (годы обучения, классы) |
|||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
||||
1. |
Учебные предметы исполнительской подготовки: |
|||||||||
1.1. |
Фольклорный ансамбль |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
VII |
|
1.2. |
Фольклорная хореография |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
1.3. |
Музыкальный инструмент |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
2. |
Учебные предметы историко-теоретической подготовки: |
|||||||||
2.1. |
Сольфеджио |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
VII |
|
2.2. |
Народное музыкальное творчество |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
3. |
Учебный предмет по выбору: |
|||||||||
3.1. |
Сольное народное пение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Всего: |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
9 |
|||
Программой предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально.
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 6 человек, мелкогрупповой форме - от 3-х человек, при этом такие учебные предметы, как "Ансамбль", "Подготовка концертных номеров", "Подготовка сценических номеров" могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2-х человек.
Согласно учебному плану предусмотрена работа концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, на аудиторные занятия по следующим учебным предметам: фольклорный ансамбль, фольклорная хореография, сольное пение.
Продолжительность академического часа устанавливается уставом образовательного учреждения и составляет 45 минут.
На обучение по программе «Фольклорное искусство» принимаются дети после получения письменного заявления родителей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.
Система промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися общеразвивающей общеобразовательной программы
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости образовательное учреждение использует контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме
Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля за успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития обучающегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения.
Виды промежуточной аттестации определены в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» и включают в себя:
по учебному предмету «Фольклорный ансамбль»:
Отлично (5) |
Чистая интонация, чёткая дикция, правильное формирование звука, пение на дыхании, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом. |
Хорошо (4) |
Хорошее, крепкое исполнение, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных и ансамблевых. |
Удовлетворительно ( 3) |
Слабое выступление, неуверенное знание партий, ансамблевое взаимодействие на низком уровне. |
Неудовлетворительно (2) |
Очень слабое, невыразительное исполнение с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие. |
по учебному предмету «Народное музыкальное творчество»:
-приметы народного календаря;
- народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла;
- семейно-бытовые обычаи и обряды;
- жанры устного и музыкально-поэтического творчества;
- классификация народных музыкальных инструментов;
- быт и уклад жизни русского народа.
Оценка ставится в соответствии со следующими критериями:
Отлично (5) |
Яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно иточно поданный материал. |
Хорошо (4) |
Ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный и эмоциональный. |
Удовлетворительно (3) |
Неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный. |
Неудовлетворительно (2) |
Проявление полной несостоятельности при выполнении контрольных заданий. |
по учебному предмету «Сольное народное пение»
Отлично ( 5) |
Яркое, артистичное выступление, отточенная вокальная техника, чистая интонация, чёткая дикция, пение на дыхании. |
Хорошо (4) |
Выразительное, осмысленное исполнение репертуара с незначительными погрешностями, связанными с несовершенством голосового аппарата ученика. |
Удовлетворительно (3) |
Неуверенное, неточное интонирование, отсутствие ритмической и интонационной устойчивости в исполнении, слабая артикуляция. |
Неудовлетворительно (2) |
Сбивчивое, с остановками исполнение, слабое знание текста песен. |
по учебному предмету «Сольфеджио»промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольных уроков и включает следующие виды работы:
Письменные работы и устные ответы оцениваются в соответствии со следующими критериями:
Отлично (5) |
Свободное, чистое, осмысленное интонирование; уверенное построение (запись и игра) интервалов и аккордов в тональности и от звука; высокая культура нотной записи; уверенное знание музыкальной терминологии. |
Хорошо (4) |
Незначительные погрешности в интонировании, связанные с несовершенством голосового аппарата обучающихся, незначительные ошибки, допущенные при построении интервалов, аккордов, записи диктанта. |
Удовлетворительно (3) |
Фрагментарное воспроизведение музыкально-теоретического материала, предусмотренного учебной программой. |
Неудовлетворительно (2) |
Проявление полной несостоятельности при выполнении контрольных заданий. |
По учебному предмету музыкальный инструмент (фортепиано, гитара, балалайка)
Отлично (5) |
Уверенное, эмоциональное, выразительное исполнение. Владение основными штрихами, соблюдение темпо-ритмических особенностей произведения. |
Хорошо (4) |
Качественное, но недостаточно выразительное исполнение; небольшие погрешности в штрихах и ритме. |
Удовлетворительно (3) |
Неуверенное, сбивчивое исполнение; ошибки в штрихах и ритме, неправильный темп. |
Неудовлетворительно (2) |
Слабое знание нотного текста произведения, фрагментарное исполнение. |
Содержание итоговой аттестации учащихся
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определены на основании «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по следующим предметам:
1) Фольклорный ансамбль;
2) Сольфеджио;
По учебному предмету «Фольклорный ансамбль» методы контроля в итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.
Критериями оценки качества исполнения могут являться:
— точное знание слов песни;
— точное знание партии;
— стремление к соответствующей стилю манере пения;
— стремление к соблюдению диалектных особенностей;
— эмоциональность исполнения;
— соответствие художественному образу песни.
По итогам исполнения программы на экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале в соответствии со следующими критериями:
5 баллов (отлично) |
Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом. |
4 балла (хорошо) |
Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных и ансамблевых. |
3 балла (удовл-но) |
Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне. |
2 балла (неуд-но) |
Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие. |
По учебному предмету «Сольфеджио» экзамен проводится в 2 этапа:
1 этап – письменная работа, включающая различные видыдиктанта (мелодический, ритмический) – проверка умения записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;
2 этап - устный ответ по билету – проверка умения сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, звукоряды, интервалы и аккорды в тональности и от звука; определять на слух звукоряды, интервалы и аккорды в тональности и от звука.
По итогам экзамена ученику выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии со следующими критериями:
5 баллов (отлично) |
Свободное, чистое, осмысленное интонирование; уверенное построение (запись и игра) интервалов и аккордов в тональности и от звука; высокая культура нотной записи; уверенное знание музыкальной терминологии. |
4 балла (хорошо) |
Незначительные погрешности в интонировании, связанные с несовершенством голосового аппарата обучающихся, незначительные ошибки, допущенные при построении интервалов, аккордов, записи диктанта. |
3 балла (удовлетво-рительно) |
Фрагментарное воспроизведение музыкально-теоретического материала, пре-дусмотренного учебной программой. |
2 балла (неудовл.) |
Проявление полной несостоятельности при выполнении контрольных заданий. |
Методическое обеспечение
Реализация общеразвивающей программы в области искусств «Фольклорное искусство» обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (домашняя) работа учащихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Внеаудиторная работа используется учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательным учреждением.
Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателями.
Реализация общеразвивающей программы в области искусств обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд образовательного учреждения укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации данной программы в образовательном учреждении имеется:
учебные аудитории для занятий с детьми, соответствующие санитарным нормам, противопожарным требованиям и нормам охраны труда;
музыкальные инструменты ( баян, фортепиано, балалайка, домра)
комплект народных инструментов для детей разного возраста;
актовый зал и концертный зал для академических концертов с пианино, пультами и звукотехническим оборудованием;
сценические костюмы и обувь для детского фольклорного ансамбля «Забавушка».
Кадровое обеспечение
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 50 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающей программе в области искусств «Фольклорное искусство».
Методологическое обоснование программы
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности МБОУ ДОД «Детская школа искусств» Яранского района создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
- организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;
- построения содержания программы «Фольклорное искусство» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
Формы проведения занятий