МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Домра срок обучения 8(9) лет

 16 001

Структура программы учебного предмета

 

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Учебно-методическая литература;
  • Методическая литература

 

 

          Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

  1. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
  • с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет;

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а так же по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

 

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут и предполагает занятия:
  • 2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения)
  • 2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения).

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Специальность (домра)» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на трехструнной домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на трехструнной домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на трехструнной домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
  • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)»

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу педагога);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу домры необходимых принадлежностей:

  • Инструменты (домры) обычного размера, а также наличие инструментов уменьшенного размера.
  • Подставки под ноги или разноуровневые стулья.
  • Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
  • Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента, метроном.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.

  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет «Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.

Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

       Срок обучения 8 (9) лет

Таблица 2

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество

часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное

количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

1316

214,5

1530,5

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения 8 (9) лет

Первый класс

  • Знакомство с инструментом. Освоение посадки, постановки рук, координация движений обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах первой позиции.
  • Индивидуальный выбор медиатора ( форма. материал, размер. Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры : пиццикато большим пальцем удары медиатором вниз, вверх.
  • Упражнения и этюды на пройденные приемы, закрепление постановки рук, развитие координации обеих рук.
  • Включение в репертуар детских песенок и попевок, русских народных песен, произведений советских композиторов и зарубежных авторов до XIX века.
  • Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

                 В течение года обучения учащийся должен пройти:

 

- упражнения для развития левой руки, правой руки;

- гаммы мажорные однооктавные (до мажор, ре мажор);

- 4 – 6 этюдов на различные штрихи и приемы игры;

- 12 – 14 пьес и песен разного характера;

- 4 – 6 произведений для чтения нот с листа.

Необходима регулярная игра в ансамбле.

 

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

--

Май – академический концерт (3 разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

  1. « Желание» Шопен Ф.
  2. « Неваляшки» Левин З.
  3. « Танец» Гедике А.
  1. « Цыплятки» Филиппенко А.
  2. ук.н.п. « Дождь идет» обр. Комаровского А.
  3. « Полька» Лещинская Ф.

Второй класс

  • Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов ( стаккато, легато).Освоение 1, 2, 3 позиций, освоение переходов в смежные позиции пройденными приемами, ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности.
  • Освоение грифа в верхнем регистре, применение более сложных ритмических фигураций (пунктирный ритм, шестнадцатые).
  • Освоение новых приемов исполнения: тремоло на открытых струнах или отдельных нотах.
  • Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений,охватывающих освоенный учеником диапозон инструмента. Гаммы и этюды на пройденные виды техники, звуковое соотношение ударов вверх-вниз, переменное движение, расширение позиций, растяжку пальцев левой руки.
  • Включение в репертуар легких вариаций на народные темы, произведений зарубежных авторов до XIX века, советских композиторов.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.
  • Игра в ансамбле.

В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на развитие беглости пальцев левой руки;

- мажорные и минорные одноктавные гаммы до трех знаков от первого пальца ( на двух струнах) , используя удары в одну сторону вниз,вверх, в разные стороны, дубль-штрих, пунктирный ритм, пицц. Б.п., тремоло ( по возможности), пунктирный ритм и элементы тремоло ( по возможности);

- 4 – 6 этюдов на различные виды техники;

- 8 – 10 пьес разного характера, стиля, жанра;

- 4 -6 произведений для чтения нот с листа.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

 

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

 

  1. « Старинная песенка» Дандло Ж.
  2. « Веселый заяц» Шутенко К.
  1. « Песенка» из м/ф « Три поросенка» Уотт Д.
  2. « Менуэт» Бах И.С.

Третий класс

  • Однооктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио в тональностях до 4-х знаков в соседних позициях («лесенкой» на двух струнах) пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.
  • Совершенствование техники левой руки, аппликатурной дисциплины. Работа над тремоло, штрихами. Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.
  • Упражнения, пьесы и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику, с более сложными ритмическими рисунками( триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты). Упражнения для освоения приема тремоло.
  • Освоение мелизмов: форшлаг ( одинарный, двойной), мордент, трель.
  • Освоение красочных приемов ( игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).
  • Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: « пицц. сред. пальцем», игра за подставкой.
  • Включение в репертуар произведений крупной формы ( сюита, цикл, соната, вариации). В программу включаются пьесы кантиленного характера.
  • Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.
  • Игра в ансамбле.

В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на развитие техники;

- мажорные и минорные однооктавные гаммы и арпеджио в 4, 5 позициях от 1-2-3-го пальцев, в пройденных тональностях;

- хроматические гаммы от « ми», « фа»;

- 3 – 4 этюда на различные виды техники;

- 8 – 10 пьес разного характера (включая произведения крупной формы);

- чтение нот с листа из репертуара 1 класса.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

 

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

  1. р.н.п. « Как под яблонькой» обр. Андреева В.
  2. « Прелюдия» Лядов А.
  1. « Бабочка» Андреев В.
  2. ук.н.п. «Ой за гаем, гаем» обр. Красева М.

Четвертый класс

  • Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 3-х знаков пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.
  • Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема « тремоло», а так же перехода тремоло к удару и наоборот.
  • Освоение двойных нот в исполнении тремоло.
  • Упражнения и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику.
  • Включение в репертуар произведений крупной формы ( полифония, вариации,сюита, соната и т.д.), произведений зарубежных,современных композиторов, произведений кантиленного характера.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • Игра в ансамбле.

                               В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на развитие техники;

- мажорные и минорные гаммы и арпеджио до трех знаков в две октавы;

- хроматические гаммы от « соль», « ля» в две октавы, а так же пройденные;

- 3 – 4 этюда на различные виды техники;

- 7- 8 пьес разного характера;

- 1 произведение крупной формы;

- чтение нот с листа из репертуара 1 – 2 класса.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (два разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

Примерная программа экзамена

  1. р.н.п. « За окном черемуха колышется» обр. Городовской В.
  2. « Гуцульский танец» из оперетты « Трембита» Милютин Ю.
  1. « Ларго» Верачини Ф. М.
  2. « Рондо» Зверев А.

Пятый класс

  • Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио до четырех знаков пройденными штрихами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности.
  • Применение пройденных ритмических фигураций, освоение триолей. квартолей, квинтолей, мелизмов. Освоение приемов: вибрато, флажолеты ( натуральные, искуственные).
  • Освоение исполнения аккордовой техники.
  • Упражнения и этюды на овладение и развитие новых видов техники, усложнение ритмических фигураций, растяжку пальцев левой руки, отработку исполнения мелизмов.
  • Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).
  • Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • Игра в ансамбле.

В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на развитие техники;

- мажорные и минорные гаммы и арпеджио до четырех знаков в две октавы различными штрихами, фигурациями;

- 3 этюда на различные виды техники;

- 6 -8 пьес разного характера, из них не менее 2 – крупной формы;

- чтение нот с листа из репертуара 2 – 3 класса.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

 

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт (два разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академичского концерта

  1. р.н.п. « По улице мостовой» обр. Дителя В.
  2. « Полька» Балакирев А.
  1. « Венгерское рондо» Гайдн Й.
  2. « Романс» Данкла Ш. пер. Конофалова В.

Шестой класс

  • Все мажорные и минорные (трех видов) двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терциями).
  • Развитие аппликатурной грамотности. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев левой руки, закрепление навыков игры в высоких позициях.
  • Применение синкоп и скачков на широкие интервалы, флажолет (натуральных и искусственных), усовершенствование приема игры двойных нот, аккордов.
  • Упражнения и этюды на развитие приемов звукоизвлечения, исполнения красочных приемов, развитие аккордовой и мелкой техники, позиционной игры.
  • Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и IIIчч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • Игра в ансамбле.

В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на развитие техники;

- мажорные и минорные ( 3 – х видов) в две октаве в быстром темпе, игра в них ломаных арпеджио;

- 3 этюда на различные виды техники;

- 6 – 8 пьес разного характера, из них не менее 2 – крупной формы;

- чтение нот с листа за 4 – 5 классы.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 8

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).

Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академического концерта

  1. « Лебедь» Сен – Санс К.
  2. « Скерцо» Чичков Ю.
  3. « Танец» Джекинсон Э.
  1. « Аве, Мария» Бах И. С.
  2. « Старинный гобелен» Тамарин И.
  3. « Венский вальс» Андреев В.

Седьмой класс

  • Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
  • Применение всех допустимых приемов и штрихов, освоение секстолей.
  • Самостоятельная работа над произведением. Самостоятельно выученная пьеса средней степени сложности.
  • Упражнения и этюды на пройденные техники.
  • Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и IIIчч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера; произведений, основу которых составят народная или популярная мелодия; оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • Игра в ансамбле.

В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на развитие техники;

- мажорные и минорные ( 3 – х видов) и арпеджио в две октавы до четырех знаков различными штрихами, приемами игры и ритмическими группами;

- 3 этюда на разные виды техники;

- 6 – 8 пьес разного характера, из них не менее 2 – крупной формы;

- чтение нот с листа за 5 – 6 классы.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 9

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд или самостоятельно выученная пьеса).

Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).

Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академического концерта

  1. « Вальс» из оперы « Иван Сусанин» Глинка М.
  2. « На ранчо» из сюиты Детские сны» обр. Баева Е
  1. « Романс» Камалдинов Г.
  2. « Концерт № 1» Петров Н.

Восьмой класс

  • Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
  • Применение всех допустимых приемов и штрихов.
  • Владение различными видами техники исполнения – мелкая,крупная, аккордовая. Умение использовать художественно оправданные технические приемы.
  • Упражнения и этюды на пройденные виды техники.
  • Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и IIIчч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.
  • Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
  • Игра в ансамбле.

В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на развитие техники;

- мажорные и минорные гаммы за предыдущий год обучения в быстром темпе;

- 2 этюда на разные виды техники;

- 4 – 5 пьес разного характера;

- 1 – 2 произведения крупной формы;

- чтение нот с листа из репертуара 5 – 7 классов.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

 

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 10

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет ( 1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса ).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена).

Март – прослушивание не исполненной части программы).

Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).

Примерная экзаменационная программа

  1. р.н.п. « Ах вы сени, мои сени» обр. Дителя В.
  2. « Ария в старинном стиле» Мари Г.
  3. « Полька» Данкла Ш.
  4. «Осенние песни дождей» Бонфа Л.
  1. р.н.п. « Ах, Настасья» обр. Дителя В.
  2. « Ария» из орк. Сюиты ре мажор Бах И. С.
  3. « Вальс» из музыки к др. М. Ю. Лермонтова Маскарад» ХачатурянА.И.
  4. « Романс» Данкла Ш. пер. Конофалова В.

Девятый класс

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросам музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением,

- к качеству самостоятельной работы;

- к сформированности музыкального мышления.

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

В течение года учащийся должен пройти:

 

- упражнения на беглость пальцев левой руки;

- все пройденые мажорные и минорные (3–х видов) гаммы в быстром темпе;

- 2 этюда на разные виды техники;

- 4 – 5 пьес разного характера ( 1 произведение крупной формы);

- чтение нот с листа за предыдущие классы.

Необходима систематическая игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 11

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет в виде контрольного урока (1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена).

Март – прослушивание не исполненной части программы).

Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).

 

Примерная экзаменационная программа

  1. р.н.п. « Выйду ль я на реченьку» обр. Михайлова Г
  2. « Размышление» Чайковский П. пер. Зверева А.
  3. « Соната» до мажор ( 2 и 3 части) Моцарт В.
  4. « Аморадо» Асеведо Д.
  1. р.н.п.» У зари то, у зореньки» обр. Дителя В.
  2. « Жига» Обер Ж.
  3. « Вальс – Каприс» Бажилин Р.
  4. « Концерт № 7» ре минор для струнного орк. 1 часть Альбинони Т.

Экзаменационные требования

  1. Технический зачет

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

  • Упражнения,
  • Этюды,
  • Гаммы и арпеджио,
  • Музыкальные термины:

2, 3 классы – динамические оттенки,

4, 5 классы – основные обозначения темпов,

6, 7 классы – характер исполнения произведений.

  1. Зачет по творческим навыкам

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

  • Самостоятельно выученное произведение,
  • Чтение нот с листа,
  • Подбор по слуху,
  1. Академический концерт

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

  • Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.
  1. Выпускной экзамен
  2. Произведение крупной формы:
  • Концерт (I ч. или II и III части);
  • Соната (I ч. или II и III части);
  • Вариации.
  1. Оригинальное произведение .
  2. Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.
  3. Виртуозная пьеса или концертный этюд.
  4. Произведение кантиленного характера.
  5. Произведение современного композитора.
  6. Ансамбли.

Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать конструктивные особенности инструмента;
  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • знать оркестровые разновидности домр;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на трехструнной домре;
  • знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
  • уметь самостоятельно настраивать инструмент;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
  • уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
  • иметь навык игры по нотам;
  • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
  • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
  • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности трехструнной домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
  • знание художественно-исполнительских возможностей трехструнной домры;
  • знание музыкальной терминологии;
  • знание репертуара для трехструнной домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
  • наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
  • умение транспонировать и подбирать по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация учащихся;
  • итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 12

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

·    поддержание учебной дисциплины,

·    выявление отношения учащегося изучаемому предмету,

·    повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

·  контрольные

уроки,

·  академические

концерты,

·  прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

·    определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

·  зачеты (показ части программы, технический зачет),

·  академические концерты,

·  переводные зачеты,

·  экзамены

Итоговая аттестация

·    определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.

·  экзамен – проводится в

выпускных классах: 5 (6), 8 (9).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

  1. Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Специальность (домра)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках,технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.

В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.

Кроме того, педагогам также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
  • оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

               Критерии оценки качества выступления учащегося

Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

Зачет (без оценки) достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Творческое развитие учащихся

 

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий ( конкурсов, фестивалей, мастер – классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций( филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;

- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;

Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В начале каждого полугодия педагог составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года педагог представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения на трехструнной домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности балалайки.

В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги – домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей ( скрипка, фортепиано, и др.)

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для трехструнной домры, содержащая методические пособия и нотные сборники. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

  1. Методические пособия
  2. « Работа с концертмейстером в классе щипковых инструментов» Аверин В.А. г. Красноярск 1982 г.
  3. « О подготовке ученика к концертному выступлению» Прейсман Э. г. Красноярск 1983 г.
  4. « Советы юному домристу» Вахрушева Л., Зеленый В.
  5. « Формирование основ двигательной техники лев. руки у учащихся в классе домры» Рябов В. г. Москва 1988 г.
  6. « О техническом развитии домристов в ДШИ» Вахрушева Л., Зеленый В.г. Красноярск 1989 г.
  7. « Чтение нот с листа на начальном этапе обучения» Алексеева В., Глиник И. г. Москва 1989 г.
  8. «Примерные репертуарные списки для трехструнной домры» Евдокимов В. г. Москва 1989 г.
  9. « Коллективноемузицирование» программа для дмш, г. Москва 1996 г.
  10. « Особенности домровой аппликатуры» Арленекова Е.И .г.Красноярск 2001 г.
  11. « Природа чтения нот с листа» Амосов А. Н. г. Красноярск 2003г.
  12. Учебная нотная литература
  13. « Школа игры на трехструнной домре» Александров А. г. Москва 1988г.
  14. « Школа игры на трехструнной домре» Чунин В. г. Москва 1990 г.
  15. «Хрестоматия домриста 1-3 кл.» пед. репертуар для ДМШ г. Москва 1989 г.
  16. « Этюды» для домры на разные виды техники 3кл. ДМШ г .Киев 1979г.
  17. « Этюды» для домры на разные виды техники 4кл. ДМШ г. Киев 1980г.
  18. « Этюды» для домры на разные виды техники 5кл. ДМШ г. Киев 1982г
  19. « Этюды для домры» соло Пильщиков А. г. Москва 1980г.
  20. « Домристу любителю» в.13г. Москва 1989г.
  21. « Репертуар домриста» в.20 г. Москва 1982г.
  22. « Репертуар домриста» в.28 г. Москва 1989г.
  23. « Репертуар домриста» в.29 г. Москва 1990г.
  24. « Концерт для трехструнной домры с орк. р.н.и. Будашкин Н. г.Москва 1990г.
  25. « Концертный репертуар домриста» в.5 г. Москва 1991г.
  26. « Школа игры на четырехструнной домре» Лысенко Н., Михеев Б. г.Киев 1989г.
  27. « Избранные пьесы» для трехструнной домры с фортепиано Цыганков А. г. Москва 1982г.
  28. «Хрестоматия домриста 4-5 кл.» пед. репертуар для ДМШ г. Москва 1990 г.
  29. « Домра 2класс» г. Киев 1988г.
  30. « Домра 3класс» г. Киев 1989г.
  31. « Домра 4класс» г. Киев 1990г.
  32. «Хрестоматия домриста 1-5 кл. Упражнения и этюды» пед. репертуар для ДМШ г. Москва 1989 г.
  33. « Этюды» Пильщиков А. г. Москва 1980г.
  34. « Альбом для юношества в. 4» г. Москва 1989г.
  35. « Концертные пьесы для домры» в.17 г. Москва 1989г.
  36. « Концертные пьесы для домры» в.19 г. Москва 1991г.
  37. « Концертные пьесы для домры» в.18 г. Москва 1990г.
  38. « Концертный репертуар домриста» в.5 г. Москва 1991г.
  39. « Ассоль» альбом упражнений и этюдов, ансамблей г. Новосибирск 2000г.
  40. « Азбука домриста» тетрадь 1 г. Москва 2004г.
  41. « Азбука домриста» тетрадь 2 г. Москва 2004г.
  42. « Педагогический репертуар домриста 1-2кл.» г. Москва 1981г.
  43. « Педагогический репертуар домриста 3-5кл.» г. Москва 1982г.
  44. « Репертуар домриста» (трехструнная домра) в.15 г. Москва 1979г.
  45. « На досуге» репертуарная тетрадь домриста в.1 г. Москва 1982г.
  46. «Альбом начинающего домриста» в.12 г. Москва 1980г.
  47. «Альбом начинающего домриста» в.14 г. Москва 1983г.
  48. «Альбом начинающего домриста» в.16 г. Москва 1985г.
  49. «Альбом начинающего домриста» в.21 г. Москва 1990г.
  50. «Альбом начинающего домриста» в.22 г. Москва 1991г.
  51. « Пьесы» для трехструнной домры и фортепиано стар.кл. г. Санкт-Петербург 1998г.
  52. « Юному домристу» сборник педагогического репертуара тетрадь№1 г. Красноярск 2003г.
  53. « Юному домристу» сборник педагогического репертуара тетрадь№2 г. Красноярск 2003г.
  54. « Юному домристу» сборник педагогического репертуара тетрадь№3 г. Красноярск 2003г.
  55. « К вершинам мастерства» развитие техники игры на трехструнной домре Мироманов В. г. Москва 2003г.
  56. « Пьесы» для 3-струнной домры и фортепиано г. Санк-Петербург 1998г.
  57. « Пьесы в сопровождении фортепиано» млад. кл. г. Санк-Петербург1996г.
  58. « Пьесы» для 3-струнной домры и фортепиано, тетрадь1 г. Санкт-Петербург 1996г.
  59. « Хрестоматия домриста» 1-2 курс для муз.училища г. Москва 1984г.
  60. « Пьесы для маленьких музыкантов-домристов в сопровождении фортепиано» г. Красноярск 2006г.
  61. « Школа игры на трехструнной домре» млад.кл.1часть Лукин С.Ф. г.Иваново 2008г.
  62. « Школа игры на трехструнной домре» млад.кл.2часть Лукин С.Ф. г.Иваново 2008г.
  63. « Сочинения зарубежных композиторов 17-18вв. в переложении для трехструнной домры и фортепиано г. Красноярск 2008г.
  64. « Нескучный ритм» сборник переложений для домры , балалайки и фортепиано г. Красноярск 2011г.
  65. « Концерт для домры с оркестром», « Каприсы для домры – соло» Кошелев В. г. Красноярск 2009г.
  66. « Триптих для домры и фортепиано» Лаптицкий В. г. Красноярск 2010г.
  67. « 26 мелодических этюдов для домры – соло» Гнесина-Витачек Е. Ф. г. Красноярск 2011г.
  68. « Детский альбом» для домры и фортепиано Шестериков И г.Красноярск 2011г.
  69. « Шесть польских мазурок» для домры и фортепиано Лапицкий В. г.Красноярск 1012г.
  70. « Пьесы для домры, балалайки, гитары» в.1 г. Красноярск 2001г.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?