Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
- Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:
- с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет;
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а так же по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:
Таблица 1
Срок обучения |
8 лет |
9-й год обучения |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1316 |
214,5 |
Количество часов на аудиторные занятия |
559 |
82,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
757 |
132 |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут и предполагает занятия:
- 2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения)
- 2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения).
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
- Цели и задачи учебного предмета
Цель предмета «Специальность (домра)» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на трехструнной домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Программа направлена на решение следующих задач:
- выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на трехструнной домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- овладение знаниями, умениями и навыками игры на трехструнной домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
- Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу педагога);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
- Материально-технические условия
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу домры необходимых принадлежностей:
- Инструменты (домры) обычного размера, а также наличие инструментов уменьшенного размера.
- Подставки под ноги или разноуровневые стулья.
- Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
- Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
- Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента, метроном.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
- Связь с другими предметами программы
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
- Специальность,
- Ансамбль,
- Фортепиано,
- Хоровой класс.
Теория и история музыки:
- Сольфеджио,
- Слушание музыки,
- Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
В дополнение к названным, предмет «Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.
Срок обучения 8 (9) лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения |
|||||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия |
559 |
82,5 |
|||||||
641,5 |
|||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
64 |
66 |
66 |
99 |
99 |
99 |
132 |
132 |
132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
757 |
132 |
|||||||
889 |
|||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам |
128 |
132 |
132 |
165 |
165 |
165 |
214,5 |
214,5 |
214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
1316 |
214,5 |
|||||||
1530,5 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Срок обучения 8 (9) лет
Первый класс
- Знакомство с инструментом. Освоение посадки, постановки рук, координация движений обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение грифа в пределах первой позиции.
- Индивидуальный выбор медиатора ( форма. материал, размер. Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры : пиццикато большим пальцем удары медиатором вниз, вверх.
- Упражнения и этюды на пройденные приемы, закрепление постановки рук, развитие координации обеих рук.
- Включение в репертуар детских песенок и попевок, русских народных песен, произведений советских композиторов и зарубежных авторов до XIX века.
- Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
В течение года обучения учащийся должен пройти:
- упражнения для развития левой руки, правой руки;
- гаммы мажорные однооктавные (до мажор, ре мажор);
- 4 – 6 этюдов на различные штрихи и приемы игры;
- 12 – 14 пьес и песен разного характера;
- 4 – 6 произведений для чтения нот с листа.
Необходима регулярная игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 3
1 полугодие |
2 полугодие |
-- |
Май – академический концерт (3 разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа академического концерта
- « Желание» Шопен Ф.
- « Неваляшки» Левин З.
- « Танец» Гедике А.
- « Цыплятки» Филиппенко А.
- ук.н.п. « Дождь идет» обр. Комаровского А.
- « Полька» Лещинская Ф.
Второй класс
- Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов ( стаккато, легато).Освоение 1, 2, 3 позиций, освоение переходов в смежные позиции пройденными приемами, ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности.
- Освоение грифа в верхнем регистре, применение более сложных ритмических фигураций (пунктирный ритм, шестнадцатые).
- Освоение новых приемов исполнения: тремоло на открытых струнах или отдельных нотах.
- Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений,охватывающих освоенный учеником диапозон инструмента. Гаммы и этюды на пройденные виды техники, звуковое соотношение ударов вверх-вниз, переменное движение, расширение позиций, растяжку пальцев левой руки.
- Включение в репертуар легких вариаций на народные темы, произведений зарубежных авторов до XIX века, советских композиторов.
- Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.
- Игра в ансамбле.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие беглости пальцев левой руки;
- мажорные и минорные одноктавные гаммы до трех знаков от первого пальца ( на двух струнах) , используя удары в одну сторону вниз,вверх, в разные стороны, дубль-штрих, пунктирный ритм, пицц. Б.п., тремоло ( по возможности), пунктирный ритм и элементы тремоло ( по возможности);
- 4 – 6 этюдов на различные виды техники;
- 8 – 10 пьес разного характера, стиля, жанра;
- 4 -6 произведений для чтения нот с листа.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 4
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа академического концерта
- « Старинная песенка» Дандло Ж.
- « Веселый заяц» Шутенко К.
- « Песенка» из м/ф « Три поросенка» Уотт Д.
- « Менуэт» Бах И.С.
Третий класс
- Однооктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио в тональностях до 4-х знаков в соседних позициях («лесенкой» на двух струнах) пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.
- Совершенствование техники левой руки, аппликатурной дисциплины. Работа над тремоло, штрихами. Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.
- Упражнения, пьесы и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику, с более сложными ритмическими рисунками( триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты). Упражнения для освоения приема тремоло.
- Освоение мелизмов: форшлаг ( одинарный, двойной), мордент, трель.
- Освоение красочных приемов ( игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).
- Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: « пицц. сред. пальцем», игра за подставкой.
- Включение в репертуар произведений крупной формы ( сюита, цикл, соната, вариации). В программу включаются пьесы кантиленного характера.
- Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные однооктавные гаммы и арпеджио в 4, 5 позициях от 1-2-3-го пальцев, в пройденных тональностях;
- хроматические гаммы от « ми», « фа»;
- 3 – 4 этюда на различные виды техники;
- 8 – 10 пьес разного характера (включая произведения крупной формы);
- чтение нот с листа из репертуара 1 класса.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 5
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (две разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа академического концерта
- р.н.п. « Как под яблонькой» обр. Андреева В.
- « Прелюдия» Лядов А.
- « Бабочка» Андреев В.
- ук.н.п. «Ой за гаем, гаем» обр. Красева М.
Четвертый класс
- Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в тональностях до 3-х знаков пройденными приемами и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.
- Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема « тремоло», а так же перехода тремоло к удару и наоборот.
- Освоение двойных нот в исполнении тремоло.
- Упражнения и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику.
- Включение в репертуар произведений крупной формы ( полифония, вариации,сюита, соната и т.д.), произведений зарубежных,современных композиторов, произведений кантиленного характера.
- Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные гаммы и арпеджио до трех знаков в две октавы;
- хроматические гаммы от « соль», « ля» в две октавы, а так же пройденные;
- 3 – 4 этюда на различные виды техники;
- 7- 8 пьес разного характера;
- 1 произведение крупной формы;
- чтение нот с листа из репертуара 1 – 2 класса.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 6
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (два разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы). |
Примерная программа экзамена
- р.н.п. « За окном черемуха колышется» обр. Городовской В.
- « Гуцульский танец» из оперетты « Трембита» Милютин Ю.
- « Ларго» Верачини Ф. М.
- « Рондо» Зверев А.
Пятый класс
- Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио до четырех знаков пройденными штрихами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями на одном звуке и в последовательности.
- Применение пройденных ритмических фигураций, освоение триолей. квартолей, квинтолей, мелизмов. Освоение приемов: вибрато, флажолеты ( натуральные, искуственные).
- Освоение исполнения аккордовой техники.
- Упражнения и этюды на овладение и развитие новых видов техники, усложнение ритмических фигураций, растяжку пальцев левой руки, отработку исполнения мелизмов.
- Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).
- Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные гаммы и арпеджио до четырех знаков в две октавы различными штрихами, фигурациями;
- 3 этюда на различные виды техники;
- 6 -8 пьес разного характера, из них не менее 2 – крупной формы;
- чтение нот с листа из репертуара 2 – 3 класса.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 7
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – академический концерт (два разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). |
Примерная программа академичского концерта
- р.н.п. « По улице мостовой» обр. Дителя В.
- « Полька» Балакирев А.
- « Венгерское рондо» Гайдн Й.
- « Романс» Данкла Ш. пер. Конофалова В.
Шестой класс
- Все мажорные и минорные (трех видов) двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами, интервалами (терциями).
- Развитие аппликатурной грамотности. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев левой руки, закрепление навыков игры в высоких позициях.
- Применение синкоп и скачков на широкие интервалы, флажолет (натуральных и искусственных), усовершенствование приема игры двойных нот, аккордов.
- Упражнения и этюды на развитие приемов звукоизвлечения, исполнения красочных приемов, развитие аккордовой и мелкой техники, позиционной игры.
- Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и IIIчч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов.
- Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные ( 3 – х видов) в две октаве в быстром темпе, игра в них ломаных арпеджио;
- 3 этюда на различные виды техники;
- 6 – 8 пьес разного характера, из них не менее 2 – крупной формы;
- чтение нот с листа за 4 – 5 классы.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 8
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд). Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа). Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). |
Примерная программа академического концерта
- « Лебедь» Сен – Санс К.
- « Скерцо» Чичков Ю.
- « Танец» Джекинсон Э.
- « Аве, Мария» Бах И. С.
- « Старинный гобелен» Тамарин И.
- « Венский вальс» Андреев В.
Седьмой класс
- Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
- Применение всех допустимых приемов и штрихов, освоение секстолей.
- Самостоятельная работа над произведением. Самостоятельно выученная пьеса средней степени сложности.
- Упражнения и этюды на пройденные техники.
- Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и IIIчч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера; произведений, основу которых составят народная или популярная мелодия; оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.
- Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные ( 3 – х видов) и арпеджио в две октавы до четырех знаков различными штрихами, приемами игры и ритмическими группами;
- 3 этюда на разные виды техники;
- 6 – 8 пьес разного характера, из них не менее 2 – крупной формы;
- чтение нот с листа за 5 – 6 классы.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 9
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд или самостоятельно выученная пьеса). Декабрь – академический концерт (два разнохарактерных произведения). |
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа). Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). |
Примерная программа академического концерта
- « Вальс» из оперы « Иван Сусанин» Глинка М.
- « На ранчо» из сюиты Детские сны» обр. Баева Е
- « Романс» Камалдинов Г.
- « Концерт № 1» Петров Н.
Восьмой класс
- Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.
- Применение всех допустимых приемов и штрихов.
- Владение различными видами техники исполнения – мелкая,крупная, аккордовая. Умение использовать художественно оправданные технические приемы.
- Упражнения и этюды на пройденные виды техники.
- Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и IIIчч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей; пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.
- Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на развитие техники;
- мажорные и минорные гаммы за предыдущий год обучения в быстром темпе;
- 2 этюда на разные виды техники;
- 4 – 5 пьес разного характера;
- 1 – 2 произведения крупной формы;
- чтение нот с листа из репертуара 5 – 7 классов.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 10
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет ( 1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса ). Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена). |
Март – прослушивание не исполненной части программы). Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения). |
Примерная экзаменационная программа
- р.н.п. « Ах вы сени, мои сени» обр. Дителя В.
- « Ария в старинном стиле» Мари Г.
- « Полька» Данкла Ш.
- «Осенние песни дождей» Бонфа Л.
- р.н.п. « Ах, Настасья» обр. Дителя В.
- « Ария» из орк. Сюиты ре мажор Бах И. С.
- « Вальс» из музыки к др. М. Ю. Лермонтова Маскарад» ХачатурянА.И.
- « Романс» Данкла Ш. пер. Конофалова В.
Девятый класс
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросам музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
- к работе над техникой в целом;
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы;
- к сформированности музыкального мышления.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)
В течение года учащийся должен пройти:
- упражнения на беглость пальцев левой руки;
- все пройденые мажорные и минорные (3–х видов) гаммы в быстром темпе;
- 2 этюда на разные виды техники;
- 4 – 5 пьес разного характера ( 1 произведение крупной формы);
- чтение нот с листа за предыдущие классы.
Необходима систематическая игра в ансамбле.
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 11
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – технический зачет в виде контрольного урока (1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса). Декабрь – прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена). |
Март – прослушивание не исполненной части программы). Май – экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения). |
Примерная экзаменационная программа
- р.н.п. « Выйду ль я на реченьку» обр. Михайлова Г
- « Размышление» Чайковский П. пер. Зверева А.
- « Соната» до мажор ( 2 и 3 части) Моцарт В.
- « Аморадо» Асеведо Д.
- р.н.п.» У зари то, у зореньки» обр. Дителя В.
- « Жига» Обер Ж.
- « Вальс – Каприс» Бажилин Р.
- « Концерт № 7» ре минор для струнного орк. 1 часть Альбинони Т.
Экзаменационные требования
- Технический зачет
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
- Упражнения,
- Этюды,
- Гаммы и арпеджио,
- Музыкальные термины:
2, 3 классы – динамические оттенки,
4, 5 классы – основные обозначения темпов,
6, 7 классы – характер исполнения произведений.
- Зачет по творческим навыкам
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
- Самостоятельно выученное произведение,
- Чтение нот с листа,
- Подбор по слуху,
- Академический концерт
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
- Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.
- Выпускной экзамен
- Произведение крупной формы:
- Концерт (I ч. или II и III части);
- Соната (I ч. или II и III части);
- Вариации.
- Оригинальное произведение .
- Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.
- Виртуозная пьеса или концертный этюд.
- Произведение кантиленного характера.
- Произведение современного композитора.
- Ансамбли.
Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
- знать основные исторические сведения об инструменте;
- знать конструктивные особенности инструмента;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
- знать оркестровые разновидности домр;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
- знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
- знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
- знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на трехструнной домре;
- знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
- уметь самостоятельно настраивать инструмент;
- уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
- уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
- уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
- уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
- иметь навык игры по нотам;
- иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
- приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
- приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности трехструнной домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей трехструнной домры;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для трехструнной домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
- наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
- умение транспонировать и подбирать по слуху;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 12
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
· поддержание учебной дисциплины, · выявление отношения учащегося изучаемому предмету, · повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. |
· контрольные уроки, · академические концерты, · прослушивания к конкурсам, отчетным концертам. |
Промежуточная аттестация |
· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. |
· зачеты (показ части программы, технический зачет), · академические концерты, · переводные зачеты, · экзамены |
Итоговая аттестация |
· определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета. |
· экзамен – проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9). |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
- Контроль и учет успеваемости
Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Специальность (домра)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках,технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.
Кроме того, педагогам также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
- оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценки качества выступления учащегося
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Зачет (без оценки) достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Творческое развитие учащихся
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий ( конкурсов, фестивалей, мастер – классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций( филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;
- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия педагог составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года педагог представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на трехструнной домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности балалайки.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги – домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей ( скрипка, фортепиано, и др.)
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий – каждый день;
- объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.
- Дидактическое обеспечение
В ДШИ имеется библиотека для трехструнной домры, содержащая методические пособия и нотные сборники. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой методической и нотной литературы
- Методические пособия
- « Работа с концертмейстером в классе щипковых инструментов» Аверин В.А. г. Красноярск 1982 г.
- « О подготовке ученика к концертному выступлению» Прейсман Э. г. Красноярск 1983 г.
- « Советы юному домристу» Вахрушева Л., Зеленый В.
- « Формирование основ двигательной техники лев. руки у учащихся в классе домры» Рябов В. г. Москва 1988 г.
- « О техническом развитии домристов в ДШИ» Вахрушева Л., Зеленый В.г. Красноярск 1989 г.
- « Чтение нот с листа на начальном этапе обучения» Алексеева В., Глиник И. г. Москва 1989 г.
- «Примерные репертуарные списки для трехструнной домры» Евдокимов В. г. Москва 1989 г.
- « Коллективноемузицирование» программа для дмш, г. Москва 1996 г.
- « Особенности домровой аппликатуры» Арленекова Е.И .г.Красноярск 2001 г.
- « Природа чтения нот с листа» Амосов А. Н. г. Красноярск 2003г.
- Учебная нотная литература
- « Школа игры на трехструнной домре» Александров А. г. Москва 1988г.
- « Школа игры на трехструнной домре» Чунин В. г. Москва 1990 г.
- «Хрестоматия домриста 1-3 кл.» пед. репертуар для ДМШ г. Москва 1989 г.
- « Этюды» для домры на разные виды техники 3кл. ДМШ г .Киев 1979г.
- « Этюды» для домры на разные виды техники 4кл. ДМШ г. Киев 1980г.
- « Этюды» для домры на разные виды техники 5кл. ДМШ г. Киев 1982г
- « Этюды для домры» соло Пильщиков А. г. Москва 1980г.
- « Домристу любителю» в.13г. Москва 1989г.
- « Репертуар домриста» в.20 г. Москва 1982г.
- « Репертуар домриста» в.28 г. Москва 1989г.
- « Репертуар домриста» в.29 г. Москва 1990г.
- « Концерт для трехструнной домры с орк. р.н.и. Будашкин Н. г.Москва 1990г.
- « Концертный репертуар домриста» в.5 г. Москва 1991г.
- « Школа игры на четырехструнной домре» Лысенко Н., Михеев Б. г.Киев 1989г.
- « Избранные пьесы» для трехструнной домры с фортепиано Цыганков А. г. Москва 1982г.
- «Хрестоматия домриста 4-5 кл.» пед. репертуар для ДМШ г. Москва 1990 г.
- « Домра 2класс» г. Киев 1988г.
- « Домра 3класс» г. Киев 1989г.
- « Домра 4класс» г. Киев 1990г.
- «Хрестоматия домриста 1-5 кл. Упражнения и этюды» пед. репертуар для ДМШ г. Москва 1989 г.
- « Этюды» Пильщиков А. г. Москва 1980г.
- « Альбом для юношества в. 4» г. Москва 1989г.
- « Концертные пьесы для домры» в.17 г. Москва 1989г.
- « Концертные пьесы для домры» в.19 г. Москва 1991г.
- « Концертные пьесы для домры» в.18 г. Москва 1990г.
- « Концертный репертуар домриста» в.5 г. Москва 1991г.
- « Ассоль» альбом упражнений и этюдов, ансамблей г. Новосибирск 2000г.
- « Азбука домриста» тетрадь 1 г. Москва 2004г.
- « Азбука домриста» тетрадь 2 г. Москва 2004г.
- « Педагогический репертуар домриста 1-2кл.» г. Москва 1981г.
- « Педагогический репертуар домриста 3-5кл.» г. Москва 1982г.
- « Репертуар домриста» (трехструнная домра) в.15 г. Москва 1979г.
- « На досуге» репертуарная тетрадь домриста в.1 г. Москва 1982г.
- «Альбом начинающего домриста» в.12 г. Москва 1980г.
- «Альбом начинающего домриста» в.14 г. Москва 1983г.
- «Альбом начинающего домриста» в.16 г. Москва 1985г.
- «Альбом начинающего домриста» в.21 г. Москва 1990г.
- «Альбом начинающего домриста» в.22 г. Москва 1991г.
- « Пьесы» для трехструнной домры и фортепиано стар.кл. г. Санкт-Петербург 1998г.
- « Юному домристу» сборник педагогического репертуара тетрадь№1 г. Красноярск 2003г.
- « Юному домристу» сборник педагогического репертуара тетрадь№2 г. Красноярск 2003г.
- « Юному домристу» сборник педагогического репертуара тетрадь№3 г. Красноярск 2003г.
- « К вершинам мастерства» развитие техники игры на трехструнной домре Мироманов В. г. Москва 2003г.
- « Пьесы» для 3-струнной домры и фортепиано г. Санк-Петербург 1998г.
- « Пьесы в сопровождении фортепиано» млад. кл. г. Санк-Петербург1996г.
- « Пьесы» для 3-струнной домры и фортепиано, тетрадь1 г. Санкт-Петербург 1996г.
- « Хрестоматия домриста» 1-2 курс для муз.училища г. Москва 1984г.
- « Пьесы для маленьких музыкантов-домристов в сопровождении фортепиано» г. Красноярск 2006г.
- « Школа игры на трехструнной домре» млад.кл.1часть Лукин С.Ф. г.Иваново 2008г.
- « Школа игры на трехструнной домре» млад.кл.2часть Лукин С.Ф. г.Иваново 2008г.
- « Сочинения зарубежных композиторов 17-18вв. в переложении для трехструнной домры и фортепиано г. Красноярск 2008г.
- « Нескучный ритм» сборник переложений для домры , балалайки и фортепиано г. Красноярск 2011г.
- « Концерт для домры с оркестром», « Каприсы для домры – соло» Кошелев В. г. Красноярск 2009г.
- « Триптих для домры и фортепиано» Лаптицкий В. г. Красноярск 2010г.
- « 26 мелодических этюдов для домры – соло» Гнесина-Витачек Е. Ф. г. Красноярск 2011г.
- « Детский альбом» для домры и фортепиано Шестериков И г.Красноярск 2011г.
- « Шесть польских мазурок» для домры и фортепиано Лапицкий В. г.Красноярск 1012г.
- « Пьесы для домры, балалайки, гитары» в.1 г. Красноярск 2001г.