Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Финансово-хозяйственная деятельность Категория не определена ДПОП "Народные инструменты" Слушание музыки срок обучения 3 года
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
III. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования. Содержание разделов;
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Требования к промежуточной аттестации;
- Критерии оценки.
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VII. Материально-технические условия реализации программы
VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список методической литературы;
-Учебная литература
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства, «Народные инструменты».
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на;
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести дет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.
Вид учебной работы, учебной нагрузки (в часах) |
Классы |
||
I |
II |
III |
|
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
32 |
33 |
33 |
Аудиторная учебная нагрузка |
32 |
33 |
33 |
Общее количество часов на аудиторные занятия |
98 |
||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа |
16 |
16,5 |
16,5 |
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
49 |
||
Максимальная учебная нагрузка |
147 |
Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме групповых занятий численностью от 5 до 10 человек.
Цель: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачи:
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.
Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.
Первый год обучения ставит цель познакомить обучающихся с историей возникновения и тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра и народных инструментов. Поскольку тембр — один из ярких элементов музыкальной речи, необходимо отмечать его выразительные свойства, роль в создании музыкального образа.
Содержание второго года обучения состоит из двух разделов: программная музыка, музыкальные жанры.
Темы первого раздела позволяют на основе ассоциаций, в доступной для детского восприятия форме выявлять средства музыкальной выразительности. Этот раздел готовит обучающихся к более детальному изучению элементов музыкальной речи в курсе музыкальной литературы, Второй раздел посвящен изучению характерных признаков основных жанров: марш, танец, песня. Выявление различий их содержания, определение некоторых характерных элементов музыкальной выразительности — таковы общие цели этого этапа.
Темы третьего года обучения являются продолжением второго раздела программы предыдущего года. Основа для освоения тем была подготовлена на занятиях во втором классе. Возвращаясь к характеристике песни, марша и танца, обучающиеся подходят к новой ступени их освоения. Здесь формируются навыки обобщения и па повторении музыкального материала второго года обучения, и на новом музыкальном материале, в котором появляются новые качества. Для этого нужно обратить внимание обучающихся на произведения, не являющиеся собственно песней, танцем или маршем, но обладающие их чертами.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Материально-техническая база детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебного предмета оснащена пианино, звукотехническим и видео оборудованием, учебной мебелью (ученическая доска, экран, столы, стулья, шкафы).
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.
Первый год обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Музыкальные и немузыкальные звуки |
1 |
2 |
История возникновения музыкальных инструментов |
1 |
3 |
Инструмент, который никто не видел |
1 |
4 |
Ударные инструменты |
1 |
5 |
Духовые. Деревянные духовые |
4 |
6 |
Музыкальная викторина |
1 |
7 |
Медные духовые инструменты |
4 |
8 |
Струнные смычковые инструменты |
3 |
9 |
Музыкальная викторина |
1 |
10 |
С.Прокофьев «Петя и волк» |
1 |
11 |
Струнные щипковые |
5 |
12 |
Музыкальная викторина |
1 |
13 |
Клавишные (клавесин, фортепиано) |
2 |
14 |
Клавишно-духовые |
2 |
15 |
Современные электронные инструменты |
1 |
16 |
Во главе оркестра |
1 |
17 |
Какие бывают оркестры |
1 |
18 |
Контрольный урок |
1 |
Итого |
32 |
Второй год обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Программная музыка. Природа в музыке |
2 |
2 |
Сказка в музыке |
1 |
3 |
Подражание в музыке |
1 |
4 |
Музыкальный портрет |
1 |
5 |
Движение в музыке |
1 |
6 |
Музыкальная викторина |
1 |
7 |
Музыкальные жанры. Песня. Жанры русских народных песен. |
12 |
8 |
Музыкальная викторина «Угадай мелодию» |
1 |
9 |
Авторская (бардовская) песня. |
1 |
10 |
Марши |
2 |
11 |
Танцы |
9 |
12 |
Контрольный урок |
1 |
Итого |
33 |
Третий год обучения
№ п/п |
Наименование темы |
Кол-во часов |
1 |
Повторение жанров русских народных песен |
1 |
2 |
Претворение вокально-лирических жанров в инструментальной музыке: романс, ноктюрн, элегия, серенада, баркарола, пастораль, хорал |
7 |
3 |
Музыкальная викторина |
1 |
4 |
Эпос в инструментальной музыке: баллада, рапсодия |
3 |
5 |
Опера. Основные се элементы |
6 |
6 |
Музыкальная викторина |
1 |
7 |
Жанры, возникшие на основе танцевальности: юмореска, скерцо, токката |
3 |
8 |
Балет |
3 |
9 |
Музыкальная викторина |
1 |
10 |
Маршевость в инструментальных жанрах |
9 |
11 |
Взаимопроникновение жанров |
2 |
12 |
«Фантазия» понятие импровизационное |
1 |
13 |
Контрольный урок (зачет) |
1 |
14 |
Музыкальная мозаика |
1 |
Итого |
33 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Фортепиано», Хоровое пение», рассчитанных на 8 лет обучения.
Годовые требования. Содержание разделов
Первый год обучения
1 четверть
Музыкальный материал: Э, Григ «Утро», «В пещере горного короля».
Самостоятельная работа. Активизирует внимание детей задание вспомнить персонажей русских сказок, былин, которые славились необыкновенной игрой на инструментах (желательно, чтобы дети назвали эти инструменты).
Х.В. Глюк Мелодия из оперы «Орфей», Н.А. Римский-Корсаков Песня Садко из оперы «Садко».
Музыкальный материал:
П. Чайковский «Песня жаворонка» из цикла «Времена года».
Человеческий голос - инструмент, который никто не видел. Классификация вокальных голосов по высоте.
Самостоятельная работа. Определить тембры голосов родителей.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов «Вокализ» (сопрано); М, Глинка «Я помню чудное мгновенье» (тенор);
бас - записи исполнения Ф. Шаляпина.
Самостоятельная работа. Нарисовать литавры, тарелки и др. ударные инструменты.
Музыкальный материал:
Р. Щедрин–Ж. Бизе «Кармен-сюита» (фрагменты); Й. Гайдн Симфония №103 (вступление); А. Петров «Сотворение мира» (фрагменты); русский народный оркестр (ударная группа).
Самостоятельная работа. Нарисовать флейту Пана и поперечную флейту.
Музыкальный материал:
К.Дебюсси «Сиринкс»; П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»; И.С.Бах Скерцо из сюиты №2 си минор.
6 урок. Гобой.
Музыкальный материал:
А. Вивальди, Т.Альбинони Концерты для гобоя с оркестром,
7урок. Кларнет.
Музыкальный материал:
М.Регер «Романс»; И.Брамс Соната для кларнета и фортепиано.
8 урок. Фагот.
Музыкальный материал:
Ф.Девьен Соната для фагота и арфы (фрагменты); Н.А.Римский-Корсаков «Шехерезада» (тема царевича Календера),
9 урок. Музыкальная викторина включает инструменты ударной и деревянной духовой групп. Для первого раза целесообразно использовать именно «Музыкальное лото», где обучающиеся вслух называют инструмент, закрывают цифру, если ответ совпал с ответом педагога.
II четверть
1 урок. Медные духовые инструменты. Валторна. Музыкальный материал:
Лесной рог («золотой ход»). К. Сен-Санс «Лебедь» (перелож. для арфы и валторны); П.Чайковский Симфония №5, II часть,
2 урок. Труба. Фанфары (современное понятие фанфарного звучания),
П.Чайковский «Щелкунчик» — «Испанский танец», «Неаполитанский танец»; Скрябин «Поэма экстаза»; Г.Свиридов «Романс» из муз. иллюстраций к повести Пушкина «Метель».
3 урок. Тромбон. Инструмент, который не изменялся. Драматический, грозный характер звучания в разработках симфонических произведений П.Чайковского
Музыкальный материал:
(«Па-де-де» из балета «Щелкунчик»; Симфонии №№ 4, 5, 6 I часть, «Манфред»). В.Блажевич «Пьесы для тромбона».
4 урок. Туба. Музыкальный материал: М. Мусоргский – М.Равель «Быдло»
Музыкальная викторина (духовые, ударные).
Музыкальный материал. Музыка эпохи Возрождения.
6 урок. Скрипка. Скрипичных дел мастера (Н. Амати, А. Страдивари, А. Гварнери, И. Батов). Великие скрипачи.
Музыкальный материал:
Н.Паганини «Каприсы». Альт, И.Брамс Соната для кларнета и фортепиано (переложение для альта Ю.Башмета).
7урок. Виолончель. Контрабас. Музыкальный материал:
Д.Кабалевский Концерт для виолончели с оркестром, С.Сен-Санс «Слоны» из сюиты «Карнавал животных»,
8 урок. Музыкальная викторина (ударные, духовые, струнные смычковые).
III четверть
Самостоятельная работа. Нарисовать героев сказки в паре с инструментами, исполняющими партии псрсонажсй,
2 урок. Струнные щипковые. Арфа. История инструмента в древнегреческих.
мифах.
Музыкальный материал:
П.Чайковский «Вальс цветов», Н.А.Римский-Корсаков «Шехерезада» 1ч.
3урок. Русские народные инструменты. Искусство скоморохов. Балалайка, Музыкальный материал: пьесы Н.Будашкина, В.Городовской
4 урок. Домра.
Музыкальный материал:
Обработки народных песен, пьесы В. Городовской.
5 урок. Гусли. Былинные сказители.
Музыкальный материал: обработки русских, народных песен.
6 урок. Гитара. Лютня — предшественница гитары,
Самостоятельная работа. Нарисовать лютню.
Музыкальный материал: Лютневая музыка эпохи Возрождения. Шестиструнная испанская гитара (стиль фламенко).
Музыкальный материал: записи исполнения Пако де Лусия, Семиструнная русская гитара. А.Иванов-Крамской.
7урок. Музыкальная викторина. Кроссворд.
8 урок. Клавишные инструменты. Монохорд Аристотеля. Клавишно-щипковые. Клавесин и его разновидности.
Музыкальный материал: И.С.Бах Прелюдия As-dur из I т. ХТК.
9 урок. Клавишно-ударные инструменты. Фортепиано. Рояль и пианино.
Музыкальный материал:
И.С.Бах Прелюдия As-dur из I тома ХТК; прелюдии, ноктюрны Ф.Шопена.
IV четверть
1 урок. Клавишно-духовые инструменты. Орган. Превращение флейты Пана, Музыкальный материал:
Органные произведения И. С. Баха.
Самостоятельная работа. Написать сочинение о своем инструменте в любом жанре. Музыкальный материал: обработки русских народных песен; переложения для баяна произведений русских композиторов.
3 урок. Современные электронные инструменты. Электрогитара, синтезатор, электроскрипка.
Музыкальный материал: записи группы «Space», рок-музыки.
4 урок. Во главе оркестра. Искусство дирижера.
Музыкальный материал:
Л.Бетховен Симфония Х»5, 1 часть, экспозиция (дирижируют Е. Мравинский, Е.
Светланов).
5 урок. Виды оркестры. Состав симфонического оркестра (фрагменты произведений Й.Гайдна, В.А.Моцарта), Оркестр русских народных инструментов (В.Андреев, Н.Осипов). Джазовый, эстрадный оркестры (записи оркестров под управлением А. Цфасмана, Ю. Силантьева).
6 урок. Контрольный урок.
Второй год обучения
I четверть
1-2 уроки. Программная музыка. Природа в музыке. Выражение душевного состояния человека, настроение, впечатление.
Самостоятельная работа. Найти стихи и нарисовать рисунки, соответствующие по настроению музыки.
Музыкальный материал: П.Чайковский «Подснежник». «Осенняя песня»; Э.Григ «Утро».
Музыкальный материал: А.Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»; М.Мусоргский «Баба Яга».
Музыкальный материал: С.Сен-Санс «Ослы»; П.Чайковский «Песня жаворонка», «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома»; Н.Римский-Корсаков песни Леля из оперы «Снегурочка»
5 урок. Музыкальный портрет. Передача не столько внешних качеств, сколько свойств характера, манеры поведения. Портреты животных; людей
Самостоятельная работа. Нарисовать портреты персонажей музыкальных произведений.
Музыкальный материал;
С.Сен-Санс «Слоны», «Лебедь», В.Гаврилин «Генерал идет»; Р.Шуман «Киарина».
Музыкальный материал
М.Мусоргский «Быдло»; П.Чайковский «На тройке»; С.Прокофьев «Ледовое побоище», Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля».
7урок. Контрольная викторина.
8-9 уроки. Музыкальные жанры. Понятие жанр — вид музыки, которому присуши определенные черты, сложившиеся исторически. О трех китах в музыке. Песня. Жанры русских народных песен. Календарно-обрядовые песни. Колядки («Овсень коляда», «Коляда-маляда»); масленичные («Прощай, Масленица», «А мы масленицу дожидаем»). Веснянки («Летел кулик», «Выйди, выйди, Иваньку»); купальские («Ой, рано, на Ивана»),
II четверть
2-3 уроки. Свадебные («Плач по невесте», «На море утушка», «Виноград в саду цветет», «Уж как на небе»).
Самостоятельная работа. Нарисовать иллюстрации к разным обрядам.
4-5 уроки. Былины («Про Илью Муромца», «Про Вольгу и Микулу», «Про Владимира Красно Солнышко»).
Самостоятельная работа. Нарисовать героев былин.
6-7 уроки. Исторические песни («Про татарский полон», «О Ермаке», «Сон Стеньки Разина», «Черный ворон», канты).
8 урок. Хороводные, шуточные, плясовые («Во поле береза», «Комарики», «Заинька»).
III четверть
1 урок. Протяжные лирические («Лучина», «Горы Воробьевские»).
2урок. Трудовые («Эй, ухнем», «А мы просо сеяли»),
3 урок. Музыкальная викторина «Угадай мелодию».
Музыкальный материал.
А.Аренский «Фантазия на темы Рябинина», П.Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром №1, финал; Н.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание в невидимом граде Китеже и деве Февронии», хор «Масленица» из оперы «Снегурочка».
4 урок. Авторская (бардовская) песня. Ирландские барды. Современные барды.
Музыкальный материал.
Песни В.Высоцкого, А.Дольского, Б.Окуджавы и т.д.
5-6 уроки. Марш. Характерные особенности. Разновидности маршей: военный; игрушечный, сказочный; траурный; свадебный; шуточный. Различия средств выразительности,
Самостоятельная работа. Сочинить марш на заданный ритм.
Музыкальный материал:
Г.Свиридов «Военный марш», П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»), М.Глинка «Марш Черномора». Ф.Шопен Соната b-moll, Ш часть, Ф.Мендельсон Свадебный марш из сюиты «Сон в летнюю ночь», С.Прокофьев марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
Музыкальная викторина.
7урок. Танцы. Танец как компонент древнего ритуального обряда, язык жестов.
Самостоятельная работа. Найти изображения национальных народных костюмов: русского, белорусского, украинского, кавказского (задания индивидуальные).
Музыкальный материал. Народные танцы: камаринская, бульба, гопак, лезгинка,
8-9 уроки. Бальные танцы Западной Европы XYH-XVIH вв. Гавот, менуэт.
Самостоятельная работа. Найти в нотных примерах танцевальные формулы
реверанса и комплимента.
Музыкальный материал: менуэты (Ж.Б.Люлли, И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт), гавоты (Ж.Б.Люли, С.Прокофьев),
IV четверть
1 урок. Вальс. Предшественник вальса лендлер.
Музыкальный материал: лендлеры Ф.Шуберта, Л.Бетховена. И. Штраус - король вальса («На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса»),
2 урок. Полька. (М.Глинка, Б.Сметана, И.Штраус).
Самостоятельная работа. Сочинить мелодию польки заданные ритмические варианты.
3-4 уроки. Полонез.
Музыкальный материал:
Ф.Шопен Полонез № 7 ля мажор, М.Глинка Полонез, Мазурка, из оперы «Иван Сусанин»
Самостоятельная работа. Сочинить мелодию мазурки на заданный ритм.
Музыкальный материал.
Ф.Шопен Мазурка до мажор, М.Глинка Мазурка из оперы «Иван Сусанин», П.Чайковский Мазурка из оперы «Евгений Онегин».
5-6уроки. Тайны XX века. Рождение джаза. Регтайм. Танго. Чарльстон.
Музыкальный материал
С. Джоплин «Регтайм кленового листа», X.Родригес «Кумиарсита»,
7урок. Контрольный урок.
Третий год обучения
I четверть
Самостоятельная работа. Найти в пьесах по специальности примеры кантиленных мелодий.
Музыкальный материал. Л. Малашкин, Ф. Тютчев «Я встретил Вас» (исп. И. Козловский); Г. Свиридов «Романс» из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», П. Чайковский «Романс».
Самостоятельная... работа, Найти стихи, художественные иллюстрации,
соответствующие характеру музыки.
Музыкальный материал: ноктюрны Ф. Шопена, П. Чайковского, Э. Грига, Д. Шостаковича.
4 урок. Элегия,
Музыкальный материал: Ж. Массне (исп. Ф. Шаляпин); С. Рахманинов, Д. Шостакович.
5 урок. Серенада.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт (исп. И. Козловский); К. Дебюсси «Серенада» из цикла «Детский утолок», Д. Шостакович,
6 урок. Баркарола.
Музыкальный материал: М. Глинка, И. Козлов «Венецианская ночь» (исп. Е. Образцова); II. Чайковский, С. Рахманинов.
7 урок. Пастораль.
Музыкальный материал: П. Чайковский дуэт Прилепы и Миловзора из оперы «Пиковая дама»; Г. Свиридов «Пастораль» из музыкальных иллюстраций к повести А.С, Пушкина «Метель ».
8 урок. Хорал.
Музыкальный материал: С. Прокофьев Хорал из кантаты «Александр Невский»; П. Чайковский «Вечерняя молитва» из «Детского альбома», И. С. Бах Хоральная прелюдия d moll.
9 урок. Музыкальная викторина.
1-2 уроки. Вокально-эпические жанры, их претворение в инструментальной музыке. Повторение былин. Рапсодия,
Музыкальный материал: М. Глинка первая песня Бояна из оперы «Руслан и Людмила»; Ф. Лист Рапсодия № 2.
3 урок. Баллада.
Музыкальный материал: М. Глинка баллада Финна из оперы «Руслан и Людмила»; Ф. Шопен Баллада g-moll,
4-6 уроки. Опера, История возникновения, ее основные элементы, М. Глинка «Руслан и Людмила».
Музыкальный материал: Увертюра, две песни Бояна, каватина Людмилы, сцена затмения.
7-8 уроки. Продолжение, Опера М, Глинки «Руслан и Людмила».
Самостоятельная работа. Нарисовать эскизы костюмов или декораций к опере Глинки (задания индивидуальные).
Музыкальный материал: Рондо Фарлафа, ария Руслана, ария Людмилы, Марш Черномора, Турецкий танец, Арабский танец. Лезгинка.
Музыкальный материал: Персидский хор, хоры «Не проснется птичка», «Слава великим Богам».
3-5 уроки. Жанры, возникшие па основе танцевальности: скерцо, юмореска, токката. Музыкальный материал: И. С. Бах Скерцо из Сюиты h moll, Ф. Мендельсон Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»; II. Чайковский Юмореска gmoll, А. Дворжак Юмореска; И.С. Бах Токката d moll, С. Прокофьев Токката d moll
6-7уроки. Балет: история, основные элементы классического балета. С. Прокофьев «Золушка».
Самостоятельная работа. Нарисовать иллюстрации к балету.
Музыкальный материал: Вступление, сцены: Аморозо, Пa-де шаль. Принц и сапожники,
1 -й галоп Принца, Адажио, Отъезд Золушки на бал, Вальс.
9 урок. Музыкальная викторина.
1-2уроки. Маршевость в инструментальных жанрах.
Музыкальный материал: Ф. Шопен Прелюдия до минор; Л. Бетховен Симфония №3, II ч., Симфония №5, финал; Д. Шостакович Симфония №7, 1 ч. «эпизод нашествия».
3-4уроки. Взаимопроникновение жанров.
Музыкальный материал: П.Чайковский Вальс-скерцо, Menuetto-scherzoso, Размышление; И. Гайдн Симфония №103, III ч., Менуэт; П. Чайковский Симфония №5, III ч., Вальс;
С. Прокофьев Симфония №1, Ш ч.. Гавот. 5 урок. Фантазия, понятие импровизационности.
Музыкальный материал: И. С. Бах Органная фантазия, В. А. Моцарт Фантазия d moll.
6 урок. Контрольный урок (зачет).
7 урок. Музыкальная мозаика.
Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:
Преподаватель оценивает следующие виды деятельности обучающихся:
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости по предмету является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с обучающимися и осуществляется в следующих формах:
Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости обучающихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях.
Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.
Класс |
Форма и требования промежуточной аттестации |
Содержание промежуточной аттестации |
1 |
Итоговый контрольный урок - обобщение пройденного понятийного и музыкального материала. • Умение определять тембры музыкальных инструментов. • Знание фамилии композиторов, произведения которых неоднократно использовались па уроках, умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения). |
· Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных явлениях: звук и его характеристики, инструменты симфонического оркестра, русские народные инструменты, виды оркестров |
2 |
Итоговый контрольный урок. • Наличие первоначальных знаний и музыкально- слуховых представлений об элементах музыкального языка и особенностях музыкально- образного содержания. • Наличие первичных умений и навыков: умение охарактеризовать некоторые стороны образного содержания и развития музыкальных, интонаций; выявление признаков и особенностей музыкальной выразительности основных жанров: песня, танец, марш; умение узнавать на слух музыкальные фрагменты изученных произведений. |
• Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: - выразительные свойства звуковой ткани, средства создания музыкального образа: исходные типы интонаций (первичные жанры); Осознание особенностей развития музыкальной фабулы и интонаций в произведениях с ярким программным содержанием. |
3 |
Итоговый контрольный урок (зачет), · Наличие первоначальных знаний и музыкально- слуховых представлений о музыкальных жанрах, навыков обобщения и на повторение музыкального материала второго класса, и на основе нового музыкального материала выявление новых качеств. · Наличие умений и навыков: - умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на элементы музыкальной речи и средства выразительности; - зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, - умение узнавать на слух фрагменты изученных музыкальных произведений; навык творческого взаимодействия в коллективной работе. |
· Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления: об инструментальных жанрах, возникших на основе первичных бытовых жанров, синтетические жанры - опера, балет. |
Формы текущей и промежуточной аттестации
Устный опрос — проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.
Музыкальные викторины - умение узнавать на слух фрагменты изученных музыкальных произведений.
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне
требований программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки, согласно требований программы.
Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме групповых занятий.
В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.
Наиболее продуктивная форма работы с обучающимися младших классов - это уроки-беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигателъно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с обучающимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Обучающиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой, деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.
Первый год обучения ставит цель познакомить обучающихся с историей возникновения и тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра и народных инструментов. Поскольку тембр — один из ярких элементов музыкальной речи, необходимо отмечать его выразительные свойства, роль в создании музыкального образа. В связи с этим для слушания желательно выбирать фрагменты программных, произведений, где звучит соло инструмента, о котором идет речь. Важно отметить, для музыкальной викторины следует выбирать фрагменты, где инструмент звучит в характерном для него регистре и наиболее узнаваем. Наиболее яркое впечатление оставляет исполнение на разных инструментах педагогами-специалистами или обучающимися.
Инструменты систематизированы по принципу различия в способах звукоизвлечения: ударные, духовые, струнные (смычковые, щипковые), клавишные,
К концу года обучающиеся должны определять тембры музыкальных инструментов, знать фамилии композиторов, произведения которых неоднократно использовались на уроках.
В четвертой четверти учащиеся получают задание написать сочинение о своем инструменте в любом жанре.
Содержание второго года обучения состоит из двух разделов: программная музыка, музыкальные жанры.
Содержание тем первого раздела позволяет на основе ассоциаций, в доступной для детского восприятия форме выявить средства музыкальной выразительности. Этот раздел готовит обучающихся к более детальному изучению элементов музыкальной речи в курсе музыкальной литературы. Здесь используется метод перспективы. На примере ярких пьес изобразительного характера (например, «Ослы», «Слоны» из сюиты Сен-Санса «Карнавал животных») дети сами «открывают» основные элементы языка, с помощью которых композитор создал тот или иной образ.
На основе прослушанных произведений ученик должен понять, что в любой программной пьесе с элементами изобразительности главным является передача отношения автора к отражаемым, явлениям, Для наглядности можно использовать художественные репродукции, поэтические строки, рисунки самих детей. Таким образом, можно провести параллель между изобразительным творчеством художника, который пишет красками, писателя, живописующего словом, и творчеством композитора, отражающего мир звуками.
Второй раздел посвящен изучению характерных признаков основных жанров: марш, танец, песня. Выявление различий их содержания, определение некоторых характерных элементов музыкальной выразительности — таковы общие цели этого этапа.
Знакомство с бытовыми жанрами целесообразно начинать с показа «чистых» в жанровом отношении примеров.
Изучение песенного жанра следует начинать с русских народных песен, так как именно там сложились выразительные средства, присущие какому-либо жанру. Ученикам надо объяснить, что разнообразие жанров песен обусловлено различием случаев и поводов, по которым пели эти песни. Непременным условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности. В процессе разучивания песен обучающиеся получают знания о выразительных возможностях музыкальных средств. Для проверки качества усвоения материала можно использовать произведения, где встречаются обработки или цитирование известных им песен.
Образно-эмоциональные возможности марша рассматриваются на материале различных его видов: сказочного, траурного, военного и т. д.
Освоение особенностей танцевальных жанров целесообразно связывать с представлениями о различных видах движений, характерных для каждого танца. В данном случае в качестве наглядности и для лучшего усвоения метроритмических особенностей какого-либо танца через движение можно использовать элементы хореографии.
Темы третьего года обучения являются продолжением второго раздела программы предыдущего года. Основа для освоения тем была подготовлена на занятиях во втором классе. Возвращаясь к характеристике песни, марша и танца, обучающиеся подходят к новой ступени их освоения. Здесь формируются навыки обобщения и на повторении музыкального материала второго класса, и на новой музыке, в которой появляются новые качества. Для этого нужно обратить внимание обучающихся на произведения, не являющиеся собственно песней, танцем или маршем, но обладающие их чертами.
Напевность следует рассматривать как проявление песенности, которая лежит в основе инструментальной лирики. Этот принцип заложен в основе темы «Вокальные жанры в инструментальной музыке». На этом этапе в качестве одной из форм активизации внимания и наглядности можно предложить ученикам выбрать из нескольких художественных репродукций 1-2, созвучных по характеру, настроению прослушанному произведению. Или: на уроке обсудить с обучающимися характер произведения, средства выразительности, дать домашнее задание - найти стихотворение (или фрагмент), которое подходит но содержанию, эмоциональному настрою. Следует учитывать, что пьеса должна содержать один образ. (Подобное задание рекомендуется давать продвинутым группам).
При знакомстве с темой «Эпос в инструментальной музыке» необходимо провести параллель с жанром былина. На данном этапе будет уместен педагогический метод ретроспектива (умение видеть прошлое в новых условиях),
Сложный музыкально-театральный жанр, синтезирующий в себе черты всех жанров — опера. На примере конкретной оперы (например, М. И. Глинки «Руслан и Людмила») обучающиеся познают таинства создания этого жанра, его особенности, атрибуты.
Танцевальность и маршевость в инструментальной музыке продолжают и развивают на новом уровне тему «Движение в музыке». В этих разделах следует отметить, что развитие профессиональной музыки привело к созданию «вторичных» жанров, связанных с движением, моторикой.
Балет как синтетический жанр, возникший на основе танцевальное™. На этих, уроках обучающиеся знакомятся с историей жанра, его развитием, особенностями, законами, терминами на примере балета С. Прокофьева «Золушка».
С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями но сольфеджио, теории, с творческими заданиями.
Приемы игрового моделирования:
Заключительный урок в игровой форме «Музыкальная мозаика» подводит итог всему курсу «Слушание музыки». Виды работ на этом уроке разнообразны: музыкальная викторина, выставка рисунков по пройденным темам, конкурс на лучшее исполнение народной песни, конкуре на лучший рассказ о своем инструменте (в любом жанре).
Осваивая программу, обучающиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых - определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).
Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 0,5 часа в неделю. Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно логично вытекать из пройденного материала в классе. Регулярная самостоятельная работа включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала, поиск информации и закрепление сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем.
Обоснование затрат времени на выполнение домашнего задания
Вид самостоятельной работы |
Кол-во времени |
Повторение пройденного материала |
5 минут |
Закрепление музыкальных тем |
10 минут |
Закрепление сведений, связанных с изученными темами |
10 минут |
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки»
обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.
Материально-техническая база Детской школы искусств X» 1 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
-учебную аудиторию для групповых занятий с фортепиано;
В школе искусств созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Учебная литература
Список методической литературы