МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Хоровой класс срок обучения 8 лет

 26 001

Структура программы учебного предмета

  1. I. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы;

 

  1. I. Пояснительная записка
  2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Так же программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально – хоровые произведения в соответстии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся в творческой атмосфере, приобщает детей к духовным и культурным ценностям народов мира и Российской Федерации. Восприятие искусства через пение - важный элемент эстетического развития ребенка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности:

- развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности:           

- учит анализировать музыкальные произведения;

- воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

  1. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»

Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

- с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет;

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год. Школа имеет право реализовывать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу « Народные инструменты» в сокращенные сроки, а так же по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»:

Таблица 1

 

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

477

66

Количество часов на аудиторные занятия

345,5

49,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

131,5

16,5

Консультации

60

8

   4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий – это занятия, проводимые в рамках урока. Данный вид занятий обеспечивает изучение учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Изучение предмета осуществляется в форме групповых (от 10 человек) или мелкогрупповых (от 4 до 10 человек) занятий. Рекомендуемая продолжительность урока 1,5 часа в неделю. Возможно проведение занятий хором следующими группами:

             младший хор: 1-3 классы

старший хор: 4-8(9) классы

сводный хор.

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»

Цель:

- привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству,хоровому исполнительству.

- выработать у обучающихся комплекс личностных качеств,способствующих освоению   учебной

информации в соответствии с программными требованиями.

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

- научить учащегося давать объективную оценку своему труду, уважительно относиться к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам.

- воспитать навыки понимания причин успеха (неуспеха) собственной деятельности, определять наиболее эффективный способ достижения результата- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

- развить интерес к классической, народной, современной хоровой музыке и музыкальному

творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха (мелодического, гармонического, динамического, тембрового), ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

- вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов в деятельности,

обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с

музыкой. Привить учащемуся потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании;

- научить исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие

взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом, создавать художественный образ при

исполнении музыкального произведения;

- научить учащихся основам хорового искусства, вокально – хоровым особенностям хоровых

партитур,художественно –исполнительским возможностям хорового коллектива, профессиональной терминологии;

- формировать художественный вкус у учащихся;

- создать условия для соционального, культурного и профессионального самоопределения,

творческой самореализации личности учащегося. Его интеграции в системе мировой и отечественной

культур;

- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения

в активную творческую деятельность.

Хорошо организованная работа хора способствует сплочению учащихся в единый дружный

коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается

художественно-воспитательное значение данной программы.

6.Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»
Обоснованием     структуры     программы     являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы педагога с обучающимися.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • индивидуальный подход к каждому учащиему с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровой класс»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

  • концертный зал с концертным роялем или фортепиано, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
  • подставки для хора.
  • пультами и звукотехническим оборудованием.
  • учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или фортепиано, аудио и видео, наглядных пособий, нотной и методической литературы.).
  • Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки голоса.
  • Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся (обязательная часть) по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность и чтение с листа,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

Предмет «Хоровой класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного пения, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении хоровых коллективов.

  1. Содержание учебного предмета
  2. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Народные инструменты»:

- аудиторные занятия (8(9)лет обучения): с 1 по 3 класс - 1 час в неделю (обязательная часть), с 4 по 8 класс - 1,5 часа в неделю (вариативная часть), 9 класс – 1,5 часа в неделю (вариативная часть);

Таблица 2

Срок обучения 8 (9) лет

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

345,5

49,5

395

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

16

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

131,5

16,5

148

Максимальное количество

часов занятия в неделю

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

Общее максимальное

количество часов по годам

48

49,5

49,5

66

66

66

66

66

66

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

477

66

543

Консультации проводятся с целью подготовки хора к зачетам, творческим концертам, конкурсам и т.д. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Эти виды работы обеспечивают высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно – нравственного развития и художественного становления личности.

  1. Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и педагогов, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений - 10-12, старший хор инструментальных отделений - 8-10 (в том числе a cappella).

Младший хор (1 – 3 классы)

Цель:

  • заложить основы хоровой вокально – исполнительской деятельности;
  • развитие вокально – технических и музыкально – художественных навыков;
  • развитие музыкального слуха;
  • воспитание навыков понимания дирижерского жеста ( « вступление», « дыхание», « окончание» звучания ( пения) );

Задачи:

  • формирование певческой установки, постановка певческого дыхания;

развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения

диафрагмальной «опоры»);

  • развитие навыков артикуляции (активизация артикуляционного аппарата:краткость, дикционная чёткость произношения согласных,

формирование единой манеры пения гласных);

  • развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой

     атаки звука(с целью активизации звукообразования);

  • развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;
  • формирование навыка слияния тембров голосов при хоровом пении.;
  • сглаживание переходных звуков;
  • формирование ощущения головного и грудного резонирования;
  • развитиенавыков звуковедения: пение на легато, стаккато, нон лигато;
  • развитие динамического ансамбля;
  • работа над стилистическими особенностями произведений,

формирование первоначальных навыков слаженности при работе в

       коллективе;

Содержание учебного материала:

Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: 

гортань - как источник звука, органы дыхания ( диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы ( головной, грудной). Необходимо обьяснить и показать учащимся реберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на « стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на « легато».

Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах ( певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца). Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формированиеправильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лици, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т.п. При этом следует следить за чистотой интонации. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. В работу рекомендуется включать произведения а каппела. Это могут быть русские народные песни, каноны. Необходимо заниматься с учениками техникой речи ( дикция, артикуляция0. Ясное четкое произношение согласных формирует дикцию,способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. При работе над репертуаром. Необходимо уделять достаточно внимания художественному образу, смысловой направленности произведения. Активизировать работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилитических особенностей произведения. Научить слаженности при совместной работе. С первых занатий способствовать проявлению их инициативы. Репертуар хору формируется так, чтобы способствовать и укреплению детских голосов.

Примерный репертуарный список:

1.М.Белованова, Э. Леончик «Человеки»

  1. М.Белованова,Э. Леончик «Лягушечка»

3.М. Ройтерштейн «Матушка весна»

4.М. Роцтерштейн «Вечерины»

5.С.Сломинский «Дом нот»

  1. М.Белованова,Э. Леончик «Колыбельная мартышки»

7.М.Ройтерштейн «Про ежа»

  1. Г.А.Струве«Песенки – картинки» (детская хоровая сюита)

9.А.Заруба «Первоклассник»

10.Л.Маковской «Песенка о Золушке»

11.Ю.Евдакимова «Темной ночью приведенья»

12.Ю.Тугаринов «Васька – рыболов»

13.Ю.Тугаринов «Дождик»

14.Русская народная песня «Со вьюном я хожу»

15.И.С.Бах «Жизнь моя полна тобою»

16.Р.Шуман «Мотылек»

17.М.Мусоргский «Песенка про камора» (из оперы «Борис Годунов»)

18.П.Чайковский «Осень»

19.Беларусская народная песня , обр. С.Полонского «Сел комарик на дубочек»

20.р.н.п., обр. Ю.Тихоновой «Скок, скок, поскок»

21.р.н.п., обр. В.Кирюшина «Дон – дон»

22.р.н.п., обр. Л.Лядова «В сыром бору тропинка»

23.р.н.п., обр. Ю.Сонова «А я по лугу»

  1. р.н.п.,обр.  Ю. Тихоновой  «Как у наших у ворот»
  2. р.н.п.,обр.А.Абрамского «Блины»

 

Примерная программа концертного выступления

  1. Русская народная песня «Как пошли наши подружки».
  2. А. Лядов «Зайчик».
  3. В. Витлин «Дождинки».
  4. Л. Бетховен «Пастушья песня».
  5. Н. Римский – Корсаков «Здравствуй, гостья зима»
  6. Русская народная песня «Как в лесу – лесочке» (обр. С. Полонского)
  7. Гайдн Й. «Пастух»
  8. Гречанинов А. «Призыв весны»

  1. Аренский А.. «Комар»
  2. Кабалевский Д. «Подснежник»
  3. Компанеец З. «Встало солнце»
  4. Русская народная песня «Как на речке, на лужочке»
  5. Бетховен Л. «Край родной»
  6. Гречанинов А. «Дон-дон»
  7. Полонский С. «Сел комарик на дубочек»
  8. Итальянская народная песня «Макароны» (обр. Сибирского)

Старший хор (4 – 8(9) классы )

Цель:

  • расширение параметров вокально-хорового исполнительства:

целенаправленная работа над средствами выразительности в пении,

  • формированиеу учащихся эмоционально – ценностного отношения к

хоровой музыки,

  • развитиемузыкального восприятия; способности к сопереживанию;

образного и ассоциативного мышления; творческого воображения

певческого голоса.

  • Знаниеначальных теоретических основ хорового искусства, вокально –

хоровые особенности хоровых партитур, художественно –

исполнительские возможности хорового коллектива , способствующих

дальнейшему поступлению в профессиональные учреждения.

Задачи:

  • развитиенавыков певческого дыхания (работа над дыханием, как

важнейшим фактором выразительного исполнения);

  • развитиенавыков артикуляции (дикционной ясности, четкости,

звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);

  • развитиенавыков вокального интонирования (работа над чистотой

интонирования хроматических звуков в мелодии);

  • развитие беглости голосов на легато и стаккато;
  • наличиеу обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому

исполнительству;

  • знаниепрофессиональной терминологии;
  • умениепередавать авторский замысел музыкального произведения с

помощью органического сочетания слова и музыки;

  • пение двух- трехголосия, а так же а каппелла, работа над вертикальным строем;
  • навыкиколлективного хорового исполнительского творчества, в том

числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым

коллективам;

  • усовершенствованиенавыка исполнения авторских, народных хоровых

и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной

музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

  • Наличие практических навыков исполнения партий в составе

     вокального ансамбля и хорового коллектива.

Содержание учебного материала:

Продолжается работа по формированию свободного, ненапряженного звучания голоса, развитие звуковысотного диапазона. Развитие подвижности голоса:

от медленного до умеренно быстрого; исполнению

попевок на разнообразные слоги с различными штрихами и динамическими оттенками. Формирование вокального слуха. Так же продолжается работа по сохранению техники звукообразования: активной артикуляции, округленного. Приоткрытого звучания гласных, активного чистого произношения согласных. Постановка певческого дыхания, активизация работы диафрагмы, совершенствование навыка « цепного» дыхания, связного пения. Усовершенствования работы по формированию основных хоровых навыков. Старший хор исполняет преимущественно многоголосные произведения. Поэтому перед коллективом стоит задача: дальнейшее развитие хоровых навыков, таких как строй и ансамбль.

- хорового ансамбля: формирование метроритмического, динамического, тембрового, дикционного ансамбля, как внутри хоровых партий. Так и между ними.

- хорового строя: формирование сознательного отношения учащихся к интонированию высоты тона, чувства непосредственного связанного с тембром динамикой, другими выразительными свойствами художественного образа. Одним из действенных средств улучшениехорового строя является пение без сопровождения инструмента. Оно воспитывает слух и голос учащихся на основе наиболее естественно звучащего натурального, свободного строя, что имеет большое значение в воспитании интонационного чутья и гармонического слуха.

Особое внимание уделяется гармоническому слуху. Это необходимо в связи с углубленной работой над строем в хоре. Исполнение многоголосия требует гармонического способа интонирования.

При работе с произведением продолжается усовершенствование навыка пения по нотам.

 

Примерный репертуарный список:

1.А.Гречанинов, сл. И.Белоусова «Пришла весна»

2.Муз. И.Стравинского, сл. А.Пушкина (обр. Е.Подгайца) «Туча»

3.Муз. А.Гурилева, сл. Н.Огарева «Внутренняя музыка»

4.Муз. А.Алябьева, сл. А.Пушкина «Зимняя дорога»

5.Муз. П.Булахова, сл.А.Фета «Серенадв»

6.Муз.В.Кашперова «Что ты клониш?»

7.Муз. Н.Римский – Корсаков, сл. А.Пушкина «Эхо»

8.Ц.Кюи «Вечерняя зоря»

9.Ц.Кюи «Весна»

10.А.Бородин (хор из оперы «Князь Игорь») «Улетай на крыльях ветра…»

11.Д.Перголези «Stabat Mater» (Allegro)

12.Ю.Тугаринов «Осень, рыженькая осень»

13.Ю.Тугаринов «В цирке»

14.Ю.Тугаринов «Снежинка»

15.В.А.Моцарт «Слава солнцу, слава миру» (канон)

16.В.А.Моцарт «Зимний сон сковал поля» (канон)

17.Р.Шуман «Маленький этюд» (вокализ)

18.Ш.Гуно «Хор девушек» (из оперы «Фауст»)

19.Рождественские колядки «Ночь тиха»

20.Рождественские колядки «Небо и земля»

21.Л.Хайтова «Музыкальные картинки»

22.Шаинский «Веселая фуга».

23.Старинный русский шуточный канон «Два каплуна»

24.В.Ребиков «Поздняя осень»

25.В.А.Моцарт «Закат солнца»

Примерная программа концертного выступления

  1. П.Чайковский «Легенда»
  2. Д.Каччини «Ave Maria»
  3. К.Монтеверди «Канцонетта»
  4. М.Глинка «Жаворонок»
  5. Русскаянародная песня «Со вьюном я хожу» (обр. В. Попова )
  6. Русскаянародная песня «Земелюшка чернозем» (обр. А. Логинова)
  7. Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова)
  8. Гладков Г. «Песня друзей»
  1. Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин, перел. А. Луканина)
  2. Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта») 3. Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова)
  3. Дубравин Л. «Песня о земной красоте»
  4. Глинка М.   «Жаворонок»
  5. Мендельсон Ф. «Воскресный день»
  6. Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
  7. Калныньш А. «Музыка» Гайдн Й. «Пришла весна»            

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки учащегося должен обеспечивать целостное художественно- эстетическое развитие личности и приобретение ею в прцессе освоения образовательной программы комплекса знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы учебного предмета « Хоровой класс», являются следующие знания, умения, навыки:

  • знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умениесамостоятельно разучивать вокально – хоровые партии;
  • приобретениенавыка чтения с листа несложных вокально – хоровых произведений;
  • приобретениянавыка в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • знание основ дирижерской техники;
  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  • наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • комплексное совершенствование хорового пения, которое включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы певческого аппарата;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности голоса для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
  • знание художественно-исполнительских возможностей хорового пения;
  • знание музыкальной терминологии;
  • знание репертуара , включающего произведения разных стилей и жанров, в соответствии с программными требованиями;
  • наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
  • умение транспонировать и подбирать по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы .
  1. Формы и методы контроля, система оценок
  2. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполнят обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Показателем эффективности любого процесса служит конечный результат. Система оценок и контроля за процессом развития учащихся наполняется навым содержанием, появляется возможность анализировать рост навыков, темпы развития ученика, обьем проделанной работы. Контроль за учебным процессом предусмотрен учебным планом, разработанным на основании федеральных государственных требований.

В программе обучения младшего и старшего хоров используются основные формы контроля успеваемости – текущая, промежуточная и итоговая.

Текущий контроль:

       - поддержание учебной дисциплины;

       - выявление отношения учащихся изучаемому предмету;

       - повышение уровня освоения текущего учебного материала;

       - оценка за работу в классе;

         - текущая сдача партий;

         - контрольный урок в конце каждой четверти;

         - сдача партий в квартетах;

Таки же текущий контроль заключается в проверке программного материала и может быть проведен в форме мини – концерта. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

   Промежуточная аттестация:

- качество реализации образовательного процесса;

- определение успешности развития учащихся, усвоение ими программы на определенном этапе;

- степень подготовки хорового коллектива;

- переводной зачет в старший хор;

- зачет по окончании освоения предмета.

Учет успеваемости учащихся проводится педагогом на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. Промежуточная аттестация может проводится в виде мини- концертов ( классных), конкурсов, фестивалей.    

При оценке учащегося учитывается также участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. Итоговая аттестация:

- определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета;

- оценка годовой работы ученика;

- оценка на зачете (академическом концерте);

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков   учащихся в хоровом классе. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка степени овладения навыками хорового пения (знание хоровой партии, слаженность в ансамбле), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимися, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в учащемся к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта педагог должен подготовить программу по соответствующим программным требованиям ФГТ. Выступление обязательно должно быть с оценкой.

Переводной зачет проводятся при переходе в старший хор. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного класса. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Зачеты проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащиеся, освоившие в полном объеме программу, переводятся в старший хор.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

  1. Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Хоровой класс» учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, зачетах, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений хорового коллектива планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.

Зачеты проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. Переход в старший хор завершается переводным зачетом.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы учащегося, выведенная на основе его продвижения;
  • оценка учащихся за выступление на академических концертах и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Критерии оценок:

По   итогам   исполнения   программы   на   зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

                                                                                                             Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора

3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий

2 («неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.

  • Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
  • Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.

Творческое развитие учащихся

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих            мероприятий ( конкурсов, фестивалей, мастер – классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.)

- создание творческих коллективов;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;

- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  2. Методические рекомендации педагогическим работникам

Задача руководителя хорового класса - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение -наиболее доступный вид подобной деятельности, являясь в то же время сложным творческим процессом.

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение ­ мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор - это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания   (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека, содержащая методические пособия и нотные сборники, партитуры для хора. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  2.    Список рекомендуемой методической литературы
  3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М.: Музыка, 2000
  4. Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре» М., 1987
  5. Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей»Ярославль,«Академия развития», 1997
  6. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом»- М.: Academia, 1999
  7. Струве Г. «Школьный хор» М.,1981
  8. Н.Б.Гонтаренко«Сольное пение. Секреты вокального мастерства», 2006год.
  9. Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания» -Санкт-Петербург, 2000
  10. Халабузарь П.,Попов В.,Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания» Учебное пособие. М.,1990
  11. М.С.Осеннего,В.А.Самарин«Хоровой класс и практическая работа с хором» - М., Академия, 2003г.
  12. Чесноков П. «Хор и управление им» - М.,1961
  13. Список рекомендуемых нотных сборников

1.Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», в. 1,2. М.,1966

2.«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001

  1. «Песни для детского хора», в. 5. Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963

4.«Песни для детского хора», в. 12, сост. Соколов В. М., 1975

  1. «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989

6.«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.),М., 2002

7.Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979

8.Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969 9.Тугаринов Ю. 9.«Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009

10.«Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов. Сост. Соколов В. в. 1, 2. М., 1965

11.Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», тетр.4, М.,1995

12.Золотая библиотека педагогического репертуара « Новая папка хормейстера№1»(младший хор),2003

  1. Золотая библиотека педагогического репертуара « Новая папка хормейстера№2»(средний хор), 2003

14.С.Сломинский «Хоры для детей», Санкт – Петербург 2004

15.М.Белованова, Э.Леончик «Песенки – куралесенки», Ростов–н/Д 2009

16.Ж.Металлиди «Про луну и апельсины», Санкт – Петербург 1997

17.Ж.Металлиди «Унеси меня, мой змей!» песни для детского хора,Санкт – Петербург 2000

18.Е.Подгайц хоровые миниатюры и песни, «Музыка хора», М. 2004

19.Д.Тихонов «Избранные хоры без сопровождения», на стихи русских поэтов, Краснодар 2005

20.С.Крупа – Шушарина «Ерундеево царство», песни для детей, Ростов –н/ Д 2007

21.Составитель В.Бекетова, «Композиторы – классики для детского хора», в. 1, М 2004

  1. СоставительВ.Бекетова, «Композиторы – классики для детского хора», в. 2, М 2004

23.Составитель И.Н.Дябенко «Народные песни», М 2004

  1. «Малышипоют классику» для детского хора, русская музыка II.

25.Три сборника Ю.Тугаринов «Музыка       для детского хора в сопровождении ф – но».

26.Песенный репертуар для уроков музыки, «Каждый класс – хор!»,сборник №1.

27.О.Лыков «Народные песни детям», Пермь 2012

  1. « Нотный альбом» в. 4 М2006
  2. «Музыка» 5кл. нотная хрестоматия и метод. реком. для учителя М 1998
  3. « Музыка» 6кл. нотная хрестоматия и метод. реком. для учителя М 1999
  4. « Музыцирование» для детей и взрослых Новосибирск 2009
  5. « Музыцирование» для детей и взрослых в.2 Новосибирск 2009
  6. « Улыбайся» Ген. Гладков муз. сборник М. 2002
  7. « Сказки, колыбельные, стихи и песни для детей» Пайзулаева Г. Красноярск 2010
  8. « Когда тебе16…» сост. Грибков С. М1986
  9. « Пойте с нами» песни для младшего и среднего возраста уч. пособие Санкт-П.2002
  1. « Анталогия советской детской песни» песни для дошкольного возраста в.1 М1986
  2. « Новая золушка» песни для среднего и старшего школьного возраста Тевдорадзе О.М.1981
  3. « Каждый класс- хор» песенный репертуар для уроков музыки сборник №1М2003
  4. « Будет песенка» песни для детей младшего и среднего школьного возраста Шаинский В. М1981
  5. « Вместе весело шагать» хоры для детей младшего и среднего возраста М1981
  6. « Колокольчики» песни для детей песни для детей младшего и среднего школьного возраста М1990
  7. « Ромашковая Русь» песни для детей и юношества М1990
  8. « Песни и хоры для детей» Назарова-Метнер Т. М1989
  9. « Давайте играть» музык. игры и песни в.1 М1989
  10. « О чем поют дети» песни для детей М1982
  11. « Праздник в школе» в.2 М1986
  12. « Песни, игры, танцы, шутки» для моей малютки М1990
  13. « школьные годы» песни для детей Кабалевский Д.М1985
  14. « Песни» для 3-4классов Киев1987
  15. « Путешествие в мир музыки» песни, романсы, отрывки из опер и балетов М 1990

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?