Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Документы Категория не определена ДПОП "Народные инструменты" Фортепиано срок обучения 8 лет
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального исполнительства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями
мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на народном отделении необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего
обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» -5 лет (4-8 класс).
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается для обучающихся отделения народных инструментов - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю. Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора, что бывает очень редко. В основном обучающиеся, для которых основным инструментом является домра, балалайка, аккордеон, баян и др. не имеют дома фортепиано. Поэтому в работе с ними надо исходить из того, что учащиеся видят фортепианную клавиатуру раз в неделю. Педагог должен посоветовать ученику приходить в свободное время в музыкальную школу и заниматься самоподготовкой. Для этого нужно давать обучающимся конкретные, понятные задания, чтобы они не боялись выполнять их самостоятельно. Нельзя не учитывать трудности, с которыми столкнется педагог и учащийся на уроках фортепиано. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Срок обучения |
5 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
429 |
Количество часов на аудиторные занятия |
99 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
330 |
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Программа «Фортепиано» для учащихся народного отделения играет важную роль в процессе обучения.
Цель программы – развить у детей навык игры на фортепиано и оказать им помощь в усвоении музыкально-теоретических дисциплин. В течение срока обучения работа по предмету «Фортепиано» ведётся в следующих направлениях:
- приспособление к инструменту;
- освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения;
- изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений, подобранных с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся;
- развитие эстетического вкуса и общей культуры обучающихся
- создание условий для развивающего обучения
- развитие общей музыкальной грамотности учащегося и расширение его музыкального кругозора
- оптимизация обучения - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию и открытым выступлениям;
- наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано
- стимулирование музыкальных интересов учащихся, развитие самостоятельности мышления и творческой инициативы;
- создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить «радость от работы за фортепиано и гордость за полученный результат».
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на фортепиано произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ.
- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу фортепиано необходимых принадлежностей:
Для оборудования класса также необходимо наличие, аудио и видео оборудования. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный световым и звуковым оборудованием.
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
Теория и история музыки:
Содержание учебного предмета
Таблица 2
Распределение по годам обучения |
|||||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
||||
Общее количество часов на аудиторные занятия |
99 |
||||||||
99 |
|||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
330 |
||||||||
330 |
|||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
||||
Общее максимальное количество часов по годам |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
99 |
||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
429 |
||||||||
429 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
Годовые требования по классам
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для обучающихся «Народного отделения» рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.
Первый год обучения соответствует 4 классу для обучающихся 8-летнего обучения.
Второй год обучения соответствует 5 классу для обучающихся 8-летнего обучения.
Третий год обучения соответствует 6 классу для обучающихся 8-летнего обучения.
Четвертый год обучения соответствует 7 классу для обучающихся 8-летнего обучения.
Пятый год обучения соответствует 8 классу для обучающихся 8-летнего обучения.
Первый год обучения (4класс)
В течение года обучающийся должен пройти
- Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений.
- Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. - - Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".
- Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву.
- Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.
- Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
За учебный год обучающийся должен исполнить
Таблица 3
1 полугодие |
2 полугодие |
Декабрь—контрольный урок ( одна пьеса на память) |
Май – зачет (2 разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа
Второй год обучения (5 класс)
В течение года обучающийся должен пройти
- Гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды,
арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.
- 4 этюда,
- 4 разнохарактерные пьесы,
- 2-3 произведения полифонического стиля,
- 1-2 ансамбля,
За учебный год обучающийся должен исполнить
Таблица 4
1 полугодие |
2 полугодие |
Декабрь – контрольный урок (одна пьеса). |
Май – зачет (две разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа
Третий год обучения (6 класс)
В течение года обучающийся должен пройти
- гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя
руками в 2 октавы.
- 4 этюда,
- 4 разнохарактерные пьесы,
- 2 полифонических произведения,
- 1 часть произведения крупной формы,
- 1-2 ансамбля,
За учебный год обучающийся должен исполнить
Таблица 5
1 полугодие |
2 полугодие |
Декабрь – зачет (две разнохарактерные пьесы). |
Май – зачет (две разнохарактерные пьесы). |
Примерная программа
Четвертый год обучения (7 класс)
В течение года обучающийся должен пройти
- 4-5 этюдов,
- 2-3 пьесы,
- 2 полифонических произведения,
- 1 часть крупной формы,
- 1-2 ансамбля,
За учебный год обучающийся должен исполнить
Таблица 6
1 полугодие |
2 полугодие |
Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения). |
Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения). |
Примерная программа
Пятый год обучения (8 класс)
В течение года обучающийся должен пройти
- мажорные гаммы от черных клавиш, к ним - аккорды и арпеджио на 2 октавы.
- 4-5 этюдов.
- 2-4 разнохарактерные пьесы.
- 2 полифонических произведения.
- 1-2 части крупной формы.
- 1-2 ансамбля или аккомпанемента.
- чтение с листа.
За учебный год обучающийся должен исполнить
Таблица 7
1 полугодие |
2 полугодие |
Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения). |
Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы). |
Примерная программа
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
Формы и методы контроля, система оценок
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по предмету «Фортепиано» охватывают все виды контроля:
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 8
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
· поддержание учебной дисциплины, · выявление отношения учащегося изучаемому предмету, · повышение уровня освоения текущего учебного материала. · Ответственная подготовка домашнего задания. · Правильная организация самостоятельной работы. · Имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется педагог, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т.п. |
· контрольные уроки, · прослушивания к конкурсам, отчетным концертам. |
Промежуточная аттестация |
· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. |
· Контрольные уроки, · зачеты |
Итоговая аттестация |
· определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета. |
· зачет – проводится в выпускных классах: 5 , 8 . |
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося. Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм. На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, педагогом осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями по ФГТ.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 9
оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 (отлично) |
- выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений; - в том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме; - проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла; - продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения. |
4 (хорошо) |
- выставляется за техническую свободу; - осмысленную и выразительную игру; - в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть; - проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению; - однако допущены небольшие технические и стилистические неточности; - обучающийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата; - допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения. |
3 (удовлетворительно) |
- выставляется за игру, в которой обучающийся демонстрирует ограниченность своих возможностей; - неяркое, необразное исполнение программы; - программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками; - слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению; - обучающийся показывает недостаточное владение техническими приёмами; - отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата; - допущены погрешности в звукоизвлечении. |
2 (неудовлетворительно) |
- выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение; - слабое знание программы наизусть; - грубые технические ошибки и плохое владение инструментом. |
Зачет (без оценки) |
- выставляется за отражение достаточного уровня подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
- художественная трактовка произведения;
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков обучающихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
Методическое обеспечение учебного процесса
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар
может изменяться и дополняться. Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением. В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 пьесы за учебный год). В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
В работе с обучающимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета «фортепиано» для обучающихся оркестровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различныхэпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких
произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и
доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать обучающегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал. Большая часть программы разучивается на
аудиторных занятиях под контролем педагога. Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы обучающимися струнного отделения, отделения духовых и ударных инструментов по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п. При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники. Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие. При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога. Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
В ДШИ имеется библиотека для фортепиано, содержащая методические пособия, а также электронная библиотека. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Обучающиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой методической и нотной литературы
игре". Гофман И. г. Москва 1961г.
12.. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом" Смирнова Т.
г.Москва 1997г.
классов /сост .Директоренко Т., Мечетина О. М., Композитор, 2003
1962
сост. И. Беркович. Киев,1964
Российское музыкальное издательство, 1996
СПб.: Композитор, 1997
Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
2011
пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:
Государственное музыкальное издательство, 1962
пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное
издательство, 1960
Союз художников, 2008
2010
1999
Барахтина Ю.В. – Новосибирск Окарина, 2008
К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986
М., 1972
М.: Советский композитор, 1973
Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д:
Феникс, 2008
Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976
Советский композитор, 1990
редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973
композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993
В.Дельновой - М.,1974
М.,1974
Холопова. - М.,1996
58.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.
60.Музыка 5 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Науменко Т.И., Алеев В.В. Москва 1999
61.Музыка 6 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Науменко Т.И., Алеев В.В. Москва 1999
Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978
Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное
музыкальное издательство, 1962
"Музыка", 1993
М., 1961
«Классика XXI век» - М., 2002
Киев: Музична Украина, 1973
Киев: Музична Украина, 1972
Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988
М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983
– М.: Музыка, 1989
– М.: Музыка, 1989
«Северный олень», СПб, 1994
А.Бакулов, 1992
Музыка, 2011
Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.:
Советский композитор, 1967
пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский
композитор, 1973
Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. – Ростов-
н/Д: Феникс, 2008