МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Фортепиано срок обучения 8 лет

 

24 001

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Учебно-методическая литература;
  • Методическая литература

Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального исполнительства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

   Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями

мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов.    Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на народном отделении необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета

     В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего

обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» -5 лет (4-8 класс).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным плано -образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»:

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается для обучающихся отделения народных инструментов - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю. Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную   самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора, что бывает очень редко. В основном обучающиеся, для которых основным инструментом является домра, балалайка, аккордеон, баян и др. не имеют дома фортепиано. Поэтому в работе с ними надо исходить из того, что учащиеся видят фортепианную клавиатуру раз в неделю. Педагог должен посоветовать ученику приходить в свободное время в музыкальную школу и заниматься самоподготовкой. Для этого нужно давать обучающимся конкретные, понятные задания, чтобы они не боялись выполнять их самостоятельно. Нельзя не учитывать трудности, с которыми столкнется педагог и учащийся на уроках фортепиано. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

   На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.

Таблица 1

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

429

Количество часов на аудиторные занятия

99

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

330

 

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 0,5 часа или 1 час предполагает занятия:
  • 0,5 часа в неделю для обучающихся 4-7 классов (8-ми летний срок обучения);
  • 1 час в неделю для обучающихся 8 класса (8-ми летний срок обучения).

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Программа «Фортепиано» для учащихся народного отделения играет важную роль в процессе обучения.

Цель программы – развить у детей навык игры на фортепиано и оказать им помощь в усвоении музыкально-теоретических дисциплин. В течение срока обучения работа по предмету «Фортепиано» ведётся в следующих направлениях:

       - приспособление к инструменту;

- освоение приёмов игры на фортепиано – как двигательных, так и приёмов звукоизвлечения;

- изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений, подобранных с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся;

- развитие эстетического вкуса и общей культуры обучающихся

- создание условий для развивающего обучения

- развитие общей музыкальной грамотности учащегося и расширение его музыкального кругозора

- оптимизация обучения - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию и открытым выступлениям;

- наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано

- стимулирование музыкальных интересов учащихся, развитие самостоятельности мышления и творческой инициативы;

- создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить «радость от работы за фортепиано и гордость за полученный результат».

- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на фортепиано произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ.

- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на фортепиано до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,
  • эмоциональности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
  • формирование навыков сольной исполнительской практики и творческой деятельности, их практическое применение;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • чтение нот с листа;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • метод показа (показ педагогом пианистических приемов, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу педагога);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу фортепиано необходимых принадлежностей:

  • Наличие инструмента фортепиано для индивидуальных занятий.
  • Музыкальные инструменты должны быть настроены.
  • Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией.
  • Доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки)
  • Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.
  • Метроном.

Для оборудования класса также необходимо наличие, аудио и видео оборудования. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный световым и звуковым оборудованием.

  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

Таблица 2

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

     

33

33

33

33

33

 

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

     

0,5

0,5

0,5

0,5

1

 

Общее количество часов на аудиторные занятия

99

 

99

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

     

2

2

2

2

2

 

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

     

66

66

66

66

66

 

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

330

 

330

Максимальное количество

часов занятия в неделю

     

2,5

2,5

2,5

2,5

3

 

Общее максимальное

количество часов по годам

     

82,5

82,5

82,5

82,5

99

 

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

429

 

429

       Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для обучающихся «Народного отделения» рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

Первый год обучения соответствует 4 классу для обучающихся 8-летнего обучения.

Второй год обучения соответствует 5 классу для обучающихся 8-летнего обучения.

Третий год обучения соответствует 6 классу для обучающихся 8-летнего обучения.

Четвертый год обучения соответствует 7 классу для обучающихся 8-летнего обучения.

Пятый год обучения соответствует 8 классу для обучающихся 8-летнего обучения.

 

Первый год обучения (4класс)

  • Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами нон легато, легато, стаккато.
  • Ученик должен проходить параллельно с упражнениями и освоением нотной грамоты начальные пьесы из сборников для фортепиано. Произведения подбирает педагог исходя из индивидуальных особенностей ученика.
  • Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок.
  • Упражнения на постановку рук. Развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

В течение года обучающийся должен пройти

- Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений.

- Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. - - Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".

- Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву.

- Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.              

- Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

За учебный год обучающийся должен исполнить

Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь—контрольный урок ( одна пьеса на память)

Май – зачет (2 разнохарактерные пьесы).

Примерная программа

  1. Ансамбль – «Болтунья» Прокофьев С.
  2. «Веселые путешественники» Старокадомский М.
  3. Польская нар. песня «Висла»
  1. Ансамбль – «Здравствуй, гостья зима»
  2. «Этюд» Гнесина Е.
  3. «В садике» Майкапар А

Второй год обучения (5 класс)

  • Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением.
  • Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.
  • Чтение с листа.

В течение года обучающийся должен пройти

- Гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды,

арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.

- 4 этюда,

- 4 разнохарактерные пьесы,

- 2-3 произведения полифонического стиля,

- 1-2 ансамбля,

 

 

 

За учебный год обучающийся должен исполнить

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса).

Май – зачет (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа

  1. «Этюд» ля минор Гедике А.
  2. «Пьеса» Левидова Д.
  3. «Воробей» Руббах А.
  1. «Этюд» соч. 108 № 17 Шитте Л.
  2. «Менуэт» ре минор Гендель Г.Ф.
  3. «В церкви» Чайковский П.

Третий год обучения (6 класс)

  • Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения .
  • Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения.
  • Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

В течение года обучающийся должен пройти

- гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя

руками в 2 октавы.

- 4 этюда,

- 4 разнохарактерные пьесы,

- 2 полифонических произведения,

- 1 часть произведения крупной формы,

- 1-2 ансамбля,

За учебный год обучающийся должен исполнить

Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет (две разнохарактерные пьесы).

Май – зачет (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа

  1. «Этюд» № 21 Черни-Гермер
  2. «Менуэт» Бём Г
  3. «Прелюдия» Дварионас Б.
  1. «Этюд «соч. 65 № 11 Лешгорн А.
  2. «Ария» Перселл Г.
  3. «Полька» из Детского альбома Чайковский П.

Четвертый год обучения (7 класс)

  • Гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.
  • продолжение формирования навыков чтения с листа.

                                            

В течение года обучающийся должен пройти

- 4-5 этюдов,

- 2-3 пьесы,

- 2 полифонических произведения,

- 1 часть крупной формы,

- 1-2 ансамбля,

За учебный год обучающийся должен исполнить

Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения).

Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения).

Примерная программа

  1. «Этюд» соч. 37, № 10 Лемуан А.
  2. « Аллегретто» Моцарт В.
  3. « Пьеса» соль минор Алябьев А.
  1. « Этюд» 1 тетрадь: № 29 Черни-Гермер
  2. « Маленькая прелюдия» ля минор №12 Бах И.С.
  3. « Сонатина» Си-бемоль мажор Моцарт В.

Пятый год обучения (8 класс)

  • Обучающиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

В течение года обучающийся должен пройти

- мажорные гаммы от черных клавиш, к ним - аккорды и арпеджио на 2 октавы.

- 4-5 этюдов.

- 2-4 разнохарактерные пьесы.

- 2 полифонических произведения.

- 1-2 части крупной формы.

- 1-2 ансамбля или аккомпанемента.

- чтение с листа.

За учебный год обучающийся должен исполнить

Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет (два разнохарактерных произведения).

Май – академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа

  1. «Этюд» соч. 47, № 15 Гедике А.
  2. «Менуэт» из сюиты № 4 Циполи Д.
  3. «Сонатина» ре минор Чимароза Д.
  1. «Этюд» соч. 37, № 35 Лемуан А.
  2. «Фугетта» ми минор Соч. 11 Гольденвейзер А.
  3. Сонатина соч.55 №3: 2 ч. Кулау Ф.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений,  написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по предмету «Фортепиано» охватывают все виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация обучающихся;
  • итоговая аттестация обучающихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 8

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

·     поддержание учебной дисциплины,

·     выявление отношения учащегося изучаемому предмету,

·     повышение уровня освоения текущего учебного материала.

·     Ответственная подготовка домашнего задания.

·     Правильная организация самостоятельной работы.

·     Имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется педагог, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т.п.    

·  контрольные

уроки,

·  прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

·     определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

·  Контрольные уроки,

·  зачеты

Итоговая аттестация

·     определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.

·  зачет – проводится в

выпускных классах: 5 , 8 .

     Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На      основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося. Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм. На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, педагогом осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями по ФГТ.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 9

оценка

Критерии оценивания выступления

5 (отлично)

- выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений;

- в том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме;

- проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла;

- продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

4 (хорошо)

- выставляется за техническую свободу;

- осмысленную и выразительную игру;

- в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть;

- проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению;

- однако допущены небольшие технические и стилистические неточности;

- обучающийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата;

- допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно)

- выставляется за игру, в которой обучающийся демонстрирует ограниченность своих возможностей;

- неяркое, необразное исполнение программы;

- программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками;

- слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению;

- обучающийся показывает недостаточное владение техническими приёмами;

- отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата;

- допущены погрешности в звукоизвлечении.

2 (неудовлетворительно)

- выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение;

- слабое знание программы наизусть;

- грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

Зачет (без оценки)

- выставляется за отражение достаточного уровня подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

         Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

- художественная трактовка произведения;

- стабильность исполнения;

- выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков обучающихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар

может изменяться и дополняться. Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением. В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 пьесы за учебный год). В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с обучающимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета «фортепиано» для обучающихся оркестровых отделений.

     В работе педагогу необходимо использовать произведения различныхэпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких

произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и

доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать обучающегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал. Большая часть программы разучивается на

аудиторных занятиях под контролем педагога. Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы обучающимися струнного отделения, отделения духовых и ударных инструментов по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п. При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники. Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие. При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога. Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для фортепиано, содержащая методические пособия, а также электронная библиотека. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Обучающиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

  1. Методические пособия
  2. «Методика обучения игре на ф-но» 3-е изд. Алексеев А г.Москва,1978г.
  3. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» Асафьев   Б. г. М.-Л., 1965
  4. "Путь к музицированию". 2- е изд. Баренбойм Л. г. Ленинград, 1979г.
  5. Корто А. "О фортепианном искусстве" Корто А. г.. Москва, 1965г.
  6. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве" г.Москва 1966г.
  7. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной

игре". Гофман И. г. Москва 1961г.

  1. "Работа пианиста" Коган Г. .г Москва 1953г.
  2. "Игра наизусть" Маккинон Л. г. Ленинград, 1967г.
  3. "Повседневная работа пианиста и композитора" Метнер Н. г .Москва 1963г.
  4. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Нейгауз Г.г. Москва 1987г.
  5. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997

12.. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом" Смирнова Т.

г.Москва 1997г.

  1. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано" Цыпин Г. г. Москва 1974г.
  2. "О музыке и о музыкантах" Шуман Р. г. Москва 1973г.
  3. "Жизненные правила для музыканта" Шуман Р. г. Москва 1959г.
  4. «Креактивное обучение в ДШИ» Данилова Я., Мореин К г. Уфа 2012г.
  5. Учебная нотная литература
  6. «Альбом классического репертуара». Пособие для подготовительного и 1

классов /сост .Директоренко Т., Мечетина О. М., Композитор, 2003

  1. Фортепианная техника методика и практика Штепанова-Курцева И. Киев 1982
  2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,

1962

  1. Золотая лира альбом классической и современной популярной музыки для фортепиано т. 1 изд.III Москва 1990
  2. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-

сост. И. Беркович. Киев,1964

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:

Российское музыкальное издательство, 1996

  1. Первые шаги сборник для начинающих сост. Голованова С.И. ч.1 изд.2 Москва 2002
  2. Музыкальная мозаика для фортепиано 2-3класс сост. Барсукова С.А. Ростов н/Д 2002
  3. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
  4. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. –

СПб.: Композитор, 1997

  1. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
  2. На рояле вокруг света фортепианная музыка 20века 3класс сост. Чернышов С.
  3. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
  4. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
  5. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано 3-4классы в.1 сост. Барсукова Ростов н/Д. 2003
  6. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
  7. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.

Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

  1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
  2. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-

метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

  1. Джазовые пьесы для фортепиано 1-3классысост. Бриль И.М. Москва 2003
  2. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993
  3. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
  4. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006
  5. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка

2011

  1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио в классе фортепиано ДМШ и ДШИ справочник сост. Довгань Л.М. Красноярск 2005
  2. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.

пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

  1. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч.

пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:

Государственное музыкальное издательство, 1962

  1. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч.

пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное

издательство, 1960

  1. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:

Союз художников, 2008

  1. Пьесы для фортепианного ансамбля сост. Красильников И. Москва 2007
  2. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,

2010

  1. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
  2. И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
  3. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66
  4. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
  5. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,

1999

  1. Музыцирование для детей и взрослых, в.3 сост. Барахтина ЮВ. Новосибирск 2009
  2. Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997
  3. Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006
  4. Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
  5. Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
  6. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.

Барахтина Ю.В. – Новосибирск Окарина, 2008

  1. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.

К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986

  1. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах –

М., 1972

  1. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова –

М.: Советский композитор, 1973

  1. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./

Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д:

Феникс, 2008

  1. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост.

Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

  1. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:

Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976

  1. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.:

Советский композитор, 1990

  1. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая

редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

  1. Музыцирование для детей и взрослых, в.1 сост. Барахтина ЮВ. Новосибирск 2009
  2. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для

фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973

  1. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972
  2. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных

композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

  1. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред.

В.Дельновой - М.,1974

  1. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./

М.,1974

  1. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.

Холопова. - М.,1996

58.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.

  1. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

60.Музыка 5 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Науменко Т.И., Алеев В.В. Москва 1999

61.Музыка 6 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Науменко Т.И., Алеев В.В. Москва 1999

  1. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
  2. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.

Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978

  1. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:

Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное

музыкальное издательство, 1962

  1. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11.

"Музыка", 1993

  1. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая -

М., 1961

  1. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.

«Классика XXI век» - М., 2002

  1. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев: Музична Украина, 1973

  1. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев: Музична Украина, 1972

  1. Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,

Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988

  1. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост.

М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978

  1. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,

К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983

  1. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

– М.: Музыка, 1989

  1. Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

– М.: Музыка, 1989

  1. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд.

«Северный олень», СПб, 1994

  1. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006
  2. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост.

А.Бакулов, 1992

  1. Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
  2. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
  3. Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011
  4. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.:

Музыка, 2011

  1. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:

Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.:

Советский композитор, 1967

  1. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб.

пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский

композитор, 1973

  1. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ:

Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. – Ростов-

н/Д: Феникс, 2008

  1. Музыкальная мозаика для фортепиано 2-4 классы в.4 сост. Барсукова С.А. Ростов-на –Дону 2003
  2. Альбом фортепианных пьес Малышева Т. Красноярск 2012
  3. Пособие по музыцированию тетрадь№1 состав. Богуславская Г.М., Павлукова М.В. Красноярск 2012
  4. Пособие по музыцированию тетрадь№2 состав. Богуславская Г.М., Павлукова М.В. Красноярск 2012
  5. Пособие по музыцированию тетрадь№3 состав. Богуславская Г.М., Павлукова М.В. Красноярск 2012
  6. Пособие по музыцированию тетрадь№4 состав. Богуславская Г.М., Павлукова М.В. Красноярск 2012
  7. Фортепианные пьесы Красноярских композиторов для детей и юношества состав. Прасолова Т.В. Красноярск 2011
  8. От Классики до Джаза любимые мелодии для фортепиано в.4 сост. Сазонова Н. Ростов н/Д 2009
  9. Нотный альбом в. 9 Москва 2003
  10. Нотный альбом в. 10 Москва 2003
  11. Нотный альбом в. 11 Москва 2003
  12. Нотный альбом в. 1 Москва 2005
  13. Нотный альбом в. 12 Москва 2005
  14. Нотный альбом в. 3 Москва 2006
  15. Нотный альбом в. 4 Москва 2006
  16. Нотный альбом в. 6 Москва 2007
  17. Нотный альбом в. 10 Москва 2007
  18. Нотный альбом в. 12 Москва 2007
  19. Нотный альбом в. 2 Москва 20011
  20. Нотный альбом в. 3 Москва 20011
  21. Нотный альбом в. 5 Москва 20011
  22. Нотный альбом в. 8 Москва 20011

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?