Вы здесь: Главная Сведения об образовательной организации Документы Категория не определена ДПОП "Народные инструменты" Элементарная теория музыки
Структура программы учебного предмета
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Учебный план;
- Учебно-тематический план;
- Содержание тем;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на различных этапах обучения;
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список дополнительной литературы
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Народные инструменты» и срокам обучения по этим программам при их реализации детскими школами искусств.
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Класс |
6 (9) класс |
Максимальная учебная нагрузка |
66 часов |
Количество часов на аудиторные занятия |
33 часа |
Количество часов на внеаудиторную работу |
33 часа |
Цель: изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
предмета;
объяснением роли выразительных средств;
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:
соответствии с программными требованиями учебной информации;
в образовательном процессе;
взглядам;
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
учебного предмета;
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Средства обучения:
фортепиано, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер.
Наглядные пособия:
таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатуры, дидактические карточки.
Учебный план
Название раздела |
Количество часов |
|
Введение |
1 |
|
Раздел 1 |
Музыкальный звук |
2 |
Раздел 2 |
Ритм. Метр. Размер. Темп |
4 |
Раздел 3 |
Лад. Тональность |
3 |
Раздел 4 |
Диатоника. Диатонические ладовые структуры |
2 |
Раздел 5 |
Интервал |
4 |
Раздел 6 |
Аккорд |
6 |
Раздел 7 |
Хроматизм |
5 |
Раздел 8 |
Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура |
4 |
Раздел 9 |
Транспозиция. Секвенция |
1 |
Зачет |
1 |
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
66 |
33 |
33 |
|||
Введение. Музыка как вид искусства |
лекция |
1 |
- |
1 |
|
1 |
Раздел 1. Музыкальный звук |
4 |
|||
Тема 1.1. Музыкальный звук и его свойства. Обертоновый звукоряд |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 1.2. Музыкальный строй. Альтерация. Энгармонизм. Ключи |
урок |
1 |
1 |
||
2 |
Раздел 2. Ритм. Метр. Размер. Темп |
8 |
|||
Тема 2.1. Ритм. Основные и особые виды ритмического деления |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 2.2. Метр. Размер. Простые и сложные метры и размеры. Группировка в простых размерах |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 2.3. Смешанные метры и размеры. Группировка в сложных и смешанных размерах. Затакт. Синкопа |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 2.4. Переменный размер. Полиметрия. Полиритмия. Темп. Обозначение темпа |
урок |
1 |
1 |
||
3 |
Раздел 3. Интервалы и аккорды вне лада |
9 |
|||
Тема 3.1. Интервал. Простые и составные интервалы. Обращение интервалов |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 3.2. Классификация интервалов. Энгармонизм интервалов |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 3.3. Аккорд. Классификация аккордов. Трезвучия. Обращения трезвучий |
урок |
1 |
1,5 |
||
Тема 3.4. Септаккорды. Обращения септаккордов |
урок |
1 |
1,5 |
||
4 |
Раздел 4. Лад. Тональность |
6 |
|||
Тема 4.1. Лад. Тональность. Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 4.2. Три вида мажора и минора. Соотношение тональностей (параллельные, одноименные, однотерцовые). Взаимодействие мажора и минора |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 4.3. Дважды-гармонические лады. Увеличенный и уменьшенный лады |
урок |
1 |
1 |
||
5 |
Раздел 5. Диатоника. Диатонические лады. |
2 |
|||
Тема 5.1. Диатонические лады |
урок |
1 |
1 |
||
Контрольный урок |
2 |
1 |
1 |
||
6 |
Раздел 6. Интервалы и аккорды в тональности |
12 |
|||
Тема 6.1. Интервалы на ступенях мажора и минора. Разрешение интервалов в тональности и отзвука (диатонические) |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 6.2. Характерные интервалы и их разрешение в тональности и от звука. Закономерности разрешения хроматических интервалов |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 6.3. Главные и побочные трезвучия. Разрешение трезвучий в тональности |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 6.4. Разрешение трезвучий от звука. Разрешение уменьшенного и увеличенного трезвучий и их обращений |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 6.5.Септаккорды на ступенях мажора и минора. Главные септаккорды с обращениями и разрешениями |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 6.6. Побочные септаккорды с обращениями и разрешениями |
урок |
1 |
1 |
||
7 |
Раздел 7. Хроматизм |
10 |
|||
Тема 7.1. Внутриладовый хроматизм. Хроматическая гамма |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 7.2. Хроматические интервалы |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 7.3. Модуляционный хроматизм. Виды модуляций |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 7.4. Родство тональностей. Тональности первой степени родства |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 7.5.Отклонение |
урок |
1 |
1 |
||
8 |
Раздел 8. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура |
8 |
|||
Тема 8.1. Музыкальный синтаксис. Цезура. Мотив. Фраза. Период |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 8.2. Период. Предложение. Каденции. Разновидности периода |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 8.3. Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка |
урок |
1 |
1 |
||
Тема 8.4. Фактура |
урок |
1 |
1 |
||
9 |
Раздел 9. Транспозиция. Секвенция |
2 |
|||
Тема 9.1. Три вида транспозиции. Секвенция и ее разновидности |
урок |
1 |
1 |
||
Зачет |
1 |
1 |
1 |
Содержание тем
Введение
Музыка как один из видов искусства. Специфика музыки — временная организация звуковысотных соотношений. Общая характеристика музыкальных выразительных средств (мелодия, лад, ритм, гармония, фактура).
Курс элементарной теории музыки — основополагающий предмет в комплексе музыкально-теоретических предметов.
Тема 1. Музыкальный звук
Звук как физическое явление. Музыкальный звук. Свойства и качества звука. Натуральный звукоряд. Обертоны. Темперированный строй.
Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Слоговые и буквенные названия ступеней звукоряда. Октава. Диапазон. Регистр. Полутон и целый тон. Знаки альтерации (ключевые и случайные). Энгармонизм. Диатонические и хроматические полутоны и тоны.
Ключи. Ключ «соль», «фа», система ключей «до».
Тема 2. Ритм. Метр. Размер. Темп
Ритм — форма организации звукового потока во времени. Организация звуков одинаковой или различной длительности. Основные и особые виды ритмического деления.
Метр — регулярность чередования равнодлительных отрезков времени. Равномерность пульсации. Метр и размер. Простые, сложные, смешанные размеры. Группировка в простых, сложных, смешанных размерах. Такт. Затакт. Синкопа. Переменный размер. Полиметрия. Полиритмия.
Темп. Обозначение темпа. Агогика. Динамические оттенки. Артикуляция. Обозначение характера исполнения.
Значение ритма, метра и темпа в музыке. Связь размера. Темпа, определенных ритмических фигур с жанрами.
Тема 3. Лад. Тональность
Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления. Смысловая дифференциация музыкальных звуков (главные и подчиненные, устойчивые и неустойчивые). Тяготение и разрешение. Лад как источник создания выразительных красочно-колористических возможностей, основа различных стилей и направлений.
Мажор и минор. Три вида мажора и минора. Тональность. Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Параллельные и одноименные тональности. Взаимодействие мажора и минора (краткие сведения о мажоро-миноре, переменности). Понятие о других ладовых структурах (дважды гармонические лады, увеличенный и уменьшенный лады).
Тема 4. Диатоника. Диатонические ладовые структуры
Понятие о диатонике. Гармоническая и мелодическая координация тонов (расположение по чистым квинтам, отсутствие вариантов тонов).
Диатонические разновидности мажора и минора — ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский. Сравнение их с обычным мажором и минором. Конструктивные и фонические особенности ладов: характерная ступень, характерный интервал (лидийская кварта, миксолидийская септима, дорийская секста, фригийская секунда), роль тритона (положение в ладовой структуре — сочетание с устойчивым звуком).
Тема 5. Интервал
Интервал. Ступеневая и тоновая (количественная и качественная) величина интервалов. Обращение интервалов.
Классификация интервалов:
Энгармонизм интервалов. Два вида энгармонизма (пассивный и активный).
Построение всех видов интервалов от звука вверх и вниз.
Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и минора (натурального и гармонического). Разрешение неустойчивых интервалов.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4).
Общие закономерности разрешения хроматических интервалов.
Построение и разрешение интервалов от звука (диатонические, характерные).
Значение интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали (особенности мелодической линии, плавное движение и скачки, широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые, увеличенные и уменьшенные).
Роль интервалов в образовании вертикали (интервал как часть аккорда). Интервал как основа музыкальной интонации.
Тема 6. Аккорд
Созвучие. Аккорд. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Терция — основа построения аккордов.
Классификация аккордов: по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие); по положению в музыкальной системе (диатонические и хроматические); по положению в тональности (устойчивые и неустойчивые); по положению основного тона (основной вид и обращения). Краткие сведения об альтерированных аккордах.
Энгармонизм аккордов. Увеличенное трезвучие. Уменьшенный септаккорд. Деление октавы на равные части.
Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий. Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада. Побочные трезвучия. Разрешение побочных трезвучий (по тяготению ступеней). Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений.
Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажора и минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды (доминантсептаккорд, септаккорд второй ступени, вводные септаккорды) с обращениями и разрешениями. Автентическое разрешение (септима разрешается вниз). Внутрифункциональное разрешение. Плагальное разрешение (септима остается на месте).
Побочные септаккорды с обращениями. Два способа их разрешения:
а) по образцу разрешения вводного септаккорда в доминантовый квинтсекстаккорд или «круговая схема»;
б) по образцу разрешения септаккорда второй ступени в доминантовый терцквартаккорд или «перекрестная схема».
Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в мелодии: развертывание аккордов по горизонтали. Аккорды и аккордовые тоны как основа мелодической линии. Аккорд — структурный элемент вертикали. Функциональная роль аккорда, преобладание устойчивости и неустойчивости, диатоники или хроматики.
Фонизм аккордов (консонанс — диссонанс, мажорность — минорность, основной вид — обращения).
Тема 7. Хроматизм
Хроматизм. Внутриладовый хроматизм. Правила правописания хроматической мажорной и минорной гамм. Альтерация неустойчивых ступеней лада. Хроматические интервалы, пройденные ранее как характерные (три увеличенные кварты и уменьшенные квинты, тритоны, три увеличенных секунды и уменьшенных септимы). Новые хроматические интервалы (три увеличенных сексты и уменьшенных терции, дважды увеличенная прима и дважды уменьшенная октава). Общие принципы разрешения альтерированных интервалов.
Модуляционный хроматизм. Общее понятие о модуляции. Виды модуляций: переход, отклонение, сопоставление.
Родство тональностей. Тональности первой степени родства.
Роль тонального плана в музыкальном произведении.
Тема 8. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура
Музыкальный синтаксис. Расчлененность музыкальной речи. Цезура. Главные признаки цезуры (пауза, остановка, повторность мелодических или ритмических фигур). Мотив. Фраза. Период. Предложение, каденция, виды каденций. Разновидности периода (квадратный и неквадратный период, период повторной структуры, период единого строения, период с расширением и дополнением, период их трех предложений, однотональный и модулирующий периоды). Простая двухчастная и простая трехчастная форма (общее представление).
Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука, опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное — поступенное движение и скачки; закон мелодического противовеса). Мелодическая вершина. Кульминация.
Понятие о фактуре. Музыкальная ткань. Фактура (склад). Виды фактур: монодия; многоголосие — гомофонно-гармоническая и аккордовая фактура; полифония — имитационная, контрастная, подголосочная. Фактурные приемы: фигурация (гармоническая, ритмическая, мелодическая); скрытое многоголосие; дублировки; педальные тоны. Выразительная роль фактуры.
Тема 9. Транспозиция. Секвенция
Транспозиция. Три способа транспозиции (на интервал, на хроматический полутон, посредством замены ключа).
Секвеция (общее понятие). Мотив секвенции. Звено секвенции. Секвенция — один из приемов развития музыкального материала. Место секвенций в форме. Виды секвенций. Секвенции тональные (диатонические) и модулирующие. Разновидности модулирующих секвенций (по родственным тональностям и по равновеликим интервалам).
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» должен отражать:
Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:
Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения. Поступающий демонстрирует их при сдаче сольфеджио в письменной и устной форме. Письменная форма предполагает владение навыками работы в тональностях с разным количеством знаков, с внутритональным и модуляционным хроматизмом, отклонениями в тональности первой степени родства, секвенциями тональными и модулирующими, различными формами метроритмических трудностей.
Устная форма ответа предполагает знание и умение работать в ладу - в натуральном, гармоническом, мелодическом мажоре и миноре, знание альтерированных ступеней, интервалов в ладу (диатонических, характерных), аккордов в ладу (в соответствии с программой учебного предмета), а также — вне лада (интервалы, аккорды в соответствии в программой учебного предмета).
Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает знания основных определений и понятий учебного предмета «Элементарная теория музыки» по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей», «Хроматизм», «Альтерация», «Энгармонизм», «Тональности первой степени родства», «Наиболее употребительные музыкальные термины», «Буквенные названия звуков и тональностей», «Группировка длительностей».
Оценка качества реализации учебного предмета "Элементарная теория музыки" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Это могут быть контрольные уроки, зачеты, экзамены.
Формы и средства текущего контроля. В качестве средств текущего контроля могут использоваться письменные контрольные работы и устные опросы по темам, тестирование. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока и дифференцированного зачета на завершающих полугодия учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Оценка качества реализации программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
В конце первого полугодия проводится контрольный урок. В конце второго полугодия — дифференцированный зачет с оценкой.
При проведении дифференцированного зачета в письменной и устной формах уровень знаний обучающихся оценивается следующим образом:
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
на зачете обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном программой |
4 («хорошо») |
обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков |
3 («удовлетворительно») |
обучающийся в процессе зачета допускает существенные погрешности в теории и показывает частичное владение предусмотренных программой практических навыков |
В соответствии с ФГТ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля учащихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета «Элементарная теория музыки».
Дифференцированный зачет по учебному предмету «Элементарная теория музыки» состоит из письменной и устной форм ответа и включает в себя следующие типы заданий.
Примерный вариант письменной зачетной работы
Примерный вариант устного ответа
Контрольные требования на различных этапах обучения
Тема «Музыкальный звук» (устно или письменно)
Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп» (устно и письменно)
Тема «Лад. Тональность» (устно и письменно)
Тема «Диатонические ладовые структуры» (устно или письменно)
Тема «Интервал»
Письменно
4.Построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы (диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить.
Устно
Тема «Аккорд»
Письменно
Устно
Тема «Хроматизм»
Письменно
Устно
Тема «Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура»
Тема «Транспозиция. Секвенция»
Методические рекомендации педагогическим работникам
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» в образовательной программе «Теория и история музыки» является основополагающим и сосредотачивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, анализа музыкальных произведений, тесно связан с предметами из области музыкального исполнительства. Он обобщает и систематизирует полученные знания на предметах «сольфеджио», «слушание музыки», «музыкальная литература». Качественное усвоение учебного материала помогает в успешном обучении по другим предметам предметных областей.
Для выработки у обучающихся навыков по обобщению, углублению, закреплению и систематизации полученных теоретических знаний по темам учебного предмета проводятся контрольные работы в письменной и устной форме. В ходе учебного процесса желательно вводить формы заданий, которые активизируют внимание, творческое мышление, поиск нетрадиционных путей решения поставленных задач. Такими формами могут быть конкурсы и олимпиады по теории музыки, а также игровые формы заданий.
Сочетание теоретической и практической части чрезвычайно важно для глубокого и прочного усвоения программы. Комплексный подход развивает необходимые представления, навыки и слуховой анализ. Восприятие и понимание музыкальных произведений во многом зависит от глубины и стабильности полученных знаний, навыков и умений.
Практические задания предполагают выполнение письменных заданий на построение гамм, интервалов, аккордов, транспозицию, группировку, анализ музыкальных произведений (фрагментов), игра на фортепиано цифровок, гамм, интервалов, аккордов, творческие задания.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий, которая ставит целью обеспечить успешное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками. Основными видами самостоятельной работы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» являются практические задания для работы в классе. Самостоятельная работа — процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. Педагог должен следить за доступностью, объемом и формой заданий, равномерным распределением затрачиваемого на их выполнение времени в течение недели, а также обеспечить четкий и постоянный контроль за их выполнением.
Список рекомендуемой учебной литературы
3.Способин И.В. Элементарная теория музыки: учебник. 6-е изд. М., Музыка, 1973
Список рекомендуемой дополнительной литературы