МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Сольфеджио срок обучения 5лет

 27 001

Структура программы учебного предмета

  1. I. Пояснительная записка

         - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном                       процессе;

            - Срок реализации учебного предмета;

            - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

            учреждения на реализацию учебного предмета;

            - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

            - Цель и задачи учебного предмета;

            - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

  1. II. Содержание учебного предмета

         - Учебно-тематический план;

- Распределение учебного материала по годам обучения;

- Формы работы на уроках сольфеджио;

 

III.      Требования к уровню подготовки обучающихся                  

  1. IV. Формы и методы контроля, система оценок                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

            - Критерии оценки;

            - Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

  1. V. Методическое обеспечение учебного процесса

         - Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам      работы;

            - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

  1. VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебная литература,

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература.

  1. I. Пояснительная записка
  2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства    «Народные инструменты» (баян, аккордеон, домра, балалайка).

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детской школе искусств, реализующей программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

  1. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет по специальности «Народные инструменты» (баян, аккордеон), составляет 5 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Классы

1– 5

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

412,5

Количество часов на аудиторные занятия

247,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
  2. Цель и задачи предмета «Сольфеджио»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
  • формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

– репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);

– метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

– метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);

– аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

7.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

  1. Содержание учебного предмета

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками других учебных предметов (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

 

1 класс

№№

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максим. учебная нагрузка

Самост.

работа

Аудиторные занятия

1

Нотная грамота                                                                        

урок

5

2

3

2

Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени

урок

2,5

1

1,5

3

Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки

урок

2,5

1

1,5

4

Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие

урок

2,5

1

1,5

5

Длительности, размер, такт

урок

2,5

1

1,5

6

Размер 2/4

урок

5

2

3

7

Текущий контроль

к/урок

2,5

1

1,5

8

Гаммы Соль мажор. Тетрахорд

урок

5

2

3

9

Размер 3/4

урок

5

2

3

10

Устные диктанты

урок

5

2

3

11

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

12

Гамма Ре мажор

урок

5

2

3

13

Гамма Фа мажор. Тетрахорд

урок

5

2

3

14

Гамма ля минор

урок

2,5

1

1,5

15

Запись одноголосных диктантов в размере 2/4

урок

2,5

1

1,5

16

Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4

урок

5

2

3

17

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

18

Гамма Си-бемоль мажор

урок

2,5

1

1,5

19

Запись одноголосных диктантов в размере 3/4

урок

5

2

3

20

Размер 4/4

урок

2,5

1

1,5

21

Повторение

урок

7,5

3

4,5

22

Промежуточный контроль

к/урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

 

2 класс

1

Повторение материала 1 класса

урок

7,5

3

4,5

2

Три вида минора. Тональность ля минор

урок

5

2

3

3

Тональность ми минор

урок

2,5

1

1,5

4

Тональность ре минор

урок

2,5

1

1,5

5

Затакт четверть в размере 3/ 4

урок

2,5

1

1,5

6

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

7

Интервалы ч.1, м.2, б.2

урок

2,5

1

1,5

8

Интервалы м.3, б.3

урок

2,5

1

1,5

9

Ритм четверть с точкой и восьмая

урок

2,5

1

1,5

10

Затакт восьмая

урок

2,5

1

1,5

11

Интервалы ч.4, ч.5

урок

2,5

1

1,5

12

Тоническое трезвучие

урок

2,5

1

1,5

13

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

14

Ритмическая группа четыре шестнадцатых

урок

5

2

3

15

Тональность си минор

урок

2,5

1

1,5

16

Интервалы м.6, б.6

урок

5

2

3

17

Обращения интервалов

урок

2,5

1

1,5

18

Обращения тонического трезвучия

урок

2,5

1

1,5

19

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

20

Тональность соль минор

урок

2,5

1

1,5

21

Ритм восьмая и две шестнадцатых

урок

2,5

1

1,5

22

Ритм две шестнадцатых и восьмая

урок

2,5

1

1,5

23

Повторение

урок

7,5

3

4,5

24

Промежуточный контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

25

Резервный урок

урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

 

3 класс

1

Повторение материала 2 класса

урок

7,5

3

4,5

2

Тональности Ля мажор, фа-диез минор

урок

5

2

3

3

Ритмы восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая

урок

7,5

3

4,5

4

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

5

Главные трезвучия лада

урок

5

2

3

6

Тональности Ми-бемоль мажор, до минор

урок

5

2

3

7

Интервалы м.7, б.7

урок

2,5

1

1,5

8

Доминантовый септаккорд

урок

2,5

1

1,5

9

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

10

Тональности Ми мажор, до-диез минор

урок

5

2

3

11

Пунктирный ритм

урок

5

2

3

12

Тритоны в натуральном мажоре и гармон. миноре

урок

5

2

3

13

Обращения трезвучий

урок

5

2

3

14

Ув.2 в гармоническом миноре

урок

2,5

1

1,5

15

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

16

Тональности Ля-бемоль мажор и фа минор

урок

5

2

3

17

Размер 3/ 8

урок

5

2

3

18

Повторение

урок

5

2

3

19

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

20

Резервный урок

урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

 

4 класс

1

Повторение материала 3 класса

урок

7,5

3

4,5

2

Тональности Си мажор, соль-диез минор

урок

5

2

3

3

Доминантовое трезвучие с обращениями

урок

5

2

3

4

Ритм четверть с точкой и две шестнадцатые

урок

2,5

1

1,5

5

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

6

Субдоминантовое трезвучие с обращениями

урок

5

2

3

7

Синкопа

урок

5

2

3

8

Отклонение, модуляция, каденция

урок

5

2

3

9

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

10

Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор

урок

5

2

3

11

Триоль

урок

5

2

3

12

Уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и гармонического минора

урок

5

2

3

13

Обращения доминантового септаккорда

урок

7,5

3

4,5

14

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

15

Размер 6/8

урок

5

2

3

16

Повторение

урок

10

4

6

17

Промежуточный контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

18

Резервный урок

урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

 

5 класс

1

Повторение материала 4 класса

урок

7,5

3

4,5

2

Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор

урок

2,5

1

1,5

3

Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор

урок

2,5

1

1,5

4

Гармонический мажор

урок

2,5

1

1,5

5

Тритоны на II и VI ступенях натурального минора и гармонического мажора

урок

5

2

3

6

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

7

Ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и миноре

урок

5

2

3

8

Виды септаккордов. Вводные септаккорды в мажоре и миноре

урок

5

2

3

9

Ритмические фигуры с залигованными нотами

урок

5

2

3

10

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

11

Тональности с 7 знаками в ключе. Квинтовый круг тональностей

урок

5

2

3

12

Буквенные обозначения звуков и тональностей. Энгармонизм

урок

2,5

1

1,5

13

Ум.4 и ув.5 в гармоническом мажоре и миноре

урок

2,5

1

1,5

14

Хроматизм, альтерация. Хроматические вспомогательные звуки

урок

5

2

3

15

Хроматические проходящие звуки. Хроматическая гамма

урок

5

2

3

16

Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8,6/8

урок

2,5

1

1,5

17

Текущий контроль

к/ урок

2,5

1

1,5

18

Повторение

урок

7,5

3

4,5

19

Письменные контрольные работы

урок

5

2

3

20

Текущий контроль

к/ урок

5

2

3

21

Резервный урок

урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

82,5

33

49,5

1 класс

Понятие о высоких и низких звуках. Регистр.

Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано.

Названия звуков.

Нотный стан.

Формирование навыков нотного письма.

Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание.

Цифровое обозначение ступеней.

Устойчивость и неустойчивость.

Тональность, тоника, тоническое трезвучие.

Мажор и минор (сопоставление одноименных ладов).

Аккорд.

Тон, полутон.

Строение мажорной гаммы.

Скрипичный и басовый ключи.

Диез, бемоль.

Ключевые знаки.

Тональности До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор.

Тональность ля минор – для подвинутых групп.

Транспонирование.

Темп.

Размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Такт, тактовая черта, сильная доля.

Длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой в простых ритмических группах.

Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая.

Затакт четверть, две восьмые.

Фраза.

2 класс

Тональности до 2-х знаков в ключе.

Параллельные тональности.

Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.

Тетрахорд.

Бекар.

Переменный лад.

Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, ч.8 и их обращения.

Обращение трезвучий.

Тоническое трезвучие с обращениями

Секвенция.

Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

Ритмическая группа четыре шестнадцатых.

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая (для подвинутых групп).

Затакты четверть, две восьмые, одна восьмая.

3 класс

Тональности до 4 знаков в ключе.

Главные трезвучия лада.

Обращения трезвучий.

Доминантовый септаккорд.

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.

Пунктирный ритм.

Размер 3/8.

Интервалы м.7, б.7.

Тритоны: ув.4 на IV ступени, ум.5 на VII (повышенной) ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Ув.2 в гармоническом миноре (для подвинутых групп).

4 класс

Тональности до 5 знаков в ключе.

Трезвучия главных ступеней с обращениями.

Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Обращения доминантового септаккорда.

Отклонение, модуляция.

Ритмическая группа восьмая с точкой и две шестнадцатые.

Синкопа.

Триоль.

Размер 6/8.

5 класс

Квинтовый круг тональностей.

Тональности до 7 знаков в ключе.

Буквенные обозначения звуков, тональностей.

Гармонический мажор.

Альтерация, хроматизм.

Хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Хроматическая гамма.

Ум.5 на II и ув.4 на VI в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

Характерные интервалы ув.2, ум.7 (для подвинутых групп - ум. 4, ув.5) в гармоническом мажоре и миноре.

Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре.

Ритмические группы с залигованными нотами.

Ритмические группы шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.

Переменный размер.

 

Формы работы на уроках сольфеджио

Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.

Интонационные упражнения

Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску. Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.

Интонационные упражнения могут быть многоголосными. Рекомендуется пропевание интервалов, аккордов и их последовательностей в гармоническом (двухголосном, трехголосном) звучании.

Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом.

Сольфеджирование и чтение с листа

Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа должны исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование). В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя.

Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с аккомпанементом фортепиано по нотам (на начальном этапе - с сопровождением педагога, в старших классах – со своим собственным).

Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Как можно раньше следует вводить пение двухголосных примеров с использованием параллельного движения голосов, подголосочного склада с преобладанием унисонов. Работа над имитационным двухголосием начинается с пения канонов. Двухголосные примеры исполняются вначале группами, затем с аккомпанементом одного из голосов (педагогом, другим учеником, самостоятельно), дуэтами. В двухголосии также необходимо приучать учеников к дирижированию, в том числе и при исполнении одного из голосов на фортепиано.

В старших классах одним из видов сольфеджирования является исполнение песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по нотам. Этот вид задания должен учитывать степень владения учеником фортепиано, технические и координационные трудности не должны заслонять от учеников первоочередную задачу – исполнение музыкального произведения. Очень важен подбор репертуара для подобных заданий: он должен быть посильным, понятным ученикам и в то же время представлять несомненную художественную ценность. Воспитание музыкального вкуса – еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов, даже при наличии в программе таких предметов как ритмика и оркестр (оркестр К. Орфа, коллективное инструментальное музицирование и т.д.).    

Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:

  • простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);
  • повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;
  • простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;
  • проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;
  • исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;
  • ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;
  • ритмическая партитура, двух- и трехголосная;
  • ритмические каноны (с текстом, на слоги);
  • ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом).

Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем - включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант.

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения – тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа и при пении двухголосия. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

Слуховой анализ

Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.

При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.

При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры.

При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:

- анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;

- отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;

- ритмических оборотов;

- интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности;

- интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;

- последовательности из нескольких интервалов в тональности (с определением величины интервала и его положения в тональности);

- аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука;

- аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности);

- последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности);

Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически.

На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В старших классах возможно использование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти.

 

Музыкальный диктант

Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:

  • устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);
  • диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);
  • ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);
  • музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно широко использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка;
  • музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно 8-10 прогрываний в течение 20-25 минут). Эта форма диктанта наиболее целесообразна для учащихся старших классов, так как предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать мелодию.

Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.

Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем.

 

Творческие задания

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).

   Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.

Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того, они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации, композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, а возможно, и будущую профессиональную ориентацию.

III.      Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

  1. IV. Формы и методы контроля, система оценок
  2. Аттестация: цели, виды, форма, содержание аттестации обучающихся

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года. Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 3 классе.

Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения - в 5 классе.

Виды и содержание контроля:

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;

  • самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания;
  • «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).
  1. Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.

Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.

Контрольные требования на разных этапах обучения

На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:

  • записывать музыкальный диктант соответствующей трудности;
  • сольфеджировать разученные мелодии;
  • пропеть незнакомую мелодию с листа;
  • исполнить двухголосный пример (в ансамбле, с собственной игрой второго голоса, для продвинутых учеников - и с дирижированием);
  • определять на слух пройденные интервалы и аккорды;
  • строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано;
  • анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания;
  • исполнять вокальное произведение с собственным аккомпанементом на баяна, (аккордеоне, фортепиано) (в старших классах);
  • знать необходимую профессиональную терминологию.

Критерии

 

Содержание критериев

2

«неудовлетворительно»

3

«удовлетворительно»

4

«хорошо»

5

«отлично»

Музыкальный диктант

 

Музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.

Музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).

Музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.

Музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков.

Вокально-интонационные навыки

- не чистая интонация;

- ритмическая неточность;

- отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;

- не выразительное исполнение;

- не владение навыками пения с листа

 

- не чистая интонация;

-не достаточная ритмическая точность;

- синтаксическая осмысленность фразировки;

- не достаточная выразительность исполнения;

- слабое владение навыками пения с листа

- не достаточно чистая интонация;

- не достаточная ритмическая точность;

- синтаксическая осмысленность фразировки;

- выразительность исполнения;

- не достаточное владение навыками пения с листа

- чистота интонации;

- ритмическая   точность;

- синтаксическая осмысленность фразировки;

- выразительность исполнения;

- владение навыками пения с листа;

Ритмические навыки

- не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях

- слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях

- владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях

- владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях

Слуховой анализ

- не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;

- не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи.

- слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;

- слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи.

- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;

- не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи.

- владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;

- владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических

построений и отдельных элементов музыкальной речи.

Творческие навыки

- не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности.

- неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности, выполнение самостоятельной работы с подсказками преподавателя.

- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности, небольшие погрешности при выполнении заданий.

- умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности, творческая инициатива.

Теоретические

знания  

медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний в соответствии с программными требованиями.

замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях в соответствии с программными требованиями.

недочеты, ошибки в теоретических знаниях в соответствии с программными требованиями

демонстрация основных теоретических знаний в соответствии с программными требованиями

 

  1. Фонды оценочных средств - смотреть в приложении

 

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).

Организация занятий

Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

- выполнение теоретического (возможно письменного) задания,

- сольфеджирование мелодий по нотам,

- разучивание мелодий наизусть,

- транспонирование,

- интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов),

- исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом,

- игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей,

- ритмические упражнения,

- творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка).

Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.

Обоснование затрат времени на выполнение домашнего задания

Вид самостоятельной работы

Кол-во времени

Повторение пройденного материала

10 минут

Закрепление знаний, связанных с изученными темами

30 минут

Выучивание нотных примеров наизусть

20 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

Учебная литература

  1. Александрова Н.Л. Рабочая тетрадь по сольфеджио. 1-3 классы .Новосибирск, 2009
  2. Александрова Н.Л. Чтение с листа и музицирование на уроках сольфеджио на материале песен народов мира: Учеб. Пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств.- Новосибирск, 2011
  3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006
  4. Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. I-IVкласс. СПб. 2004
  5. Гонарова Т.Ф. Практическое пособие по музыкальной грамоте для учащихся детских музыкальных школ. Новосибирск. 2008
  6. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993
  7. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007
  8. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991
  9. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту: учебное пособие для ДМШ. М.
  10. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО «Престо», 2007
  11. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971
  12. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970
  13. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005
  14. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал(ноты):учебное пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: ВЛАДОС, 2004
  15. Корнякова Т.С.Рабочая тетрадь по сольфеджио 6-7 классы ДМШ. – Новосибирск, 2012
  16. Ладухин Н.М. Вокализы. М. «Классика-XXI», 2008
  17. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.М., 1995
  18. Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов: Учебно-игровое пособие.- М. «Классика-XXI», 2010
  19. Мелодии для пения. Вып. I. I-III классы ДМШ. Автор-состав. М.Рейниш. СПб. 2005
  20. Мелодии для пения. Учебное пособие. Вып. 4, 5 Состав. М.Рейниш. М.,2004
  21. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008
  22. Ошуркова Т. Интервалы – это просто!: учебно-методическое пособие по сольеджио для учащихся ДМШ и ДШИ.
  23. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003
  24. Петенева Е.С. Вокализы-сольфеджио: учебное пособие для ДМШ и ДШИ.-Новосибирск, 2011
  25. Поплянова Е. Уроки господина канона. Весёлые игры и всякая всячина для детей. Учебное пособие. СПб. 2013
  26. Привалов С. Сольфеджио на материале музыкальной литературы: Учебное пособие для детских музыкальных школ.- СПб.,2013
  27. Середа В.П. Каноны. Младшие классы. М. «Классика-XXI», 2009
  28. Сиротина Т. Музыкальная азбука: учебное пособие для ДМШ. – М. Музыка, 2008
  29. Сиротина Т. Ритмическая азбука: учебно-методическое пособие для 1-4 классов ДМШ.-М. Музыка, 2007
  30. Слуховой анализ на уроках сольфеджио. Хрестоматия. Состав. Л.С.Шехтман . СПб. 1996
  31. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999
  32. Трахтенберг Ф.И. Рабочая тетрадь по сольфеджио. 4,5 классы ДМШ. Новосибирск, 2012
  33. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982
  34. Фролова Ю. Пособие по сольфеджированию и музыкальному диктанту. Одноголосие. Подготовительный, 1-7 классы: Учебное пособие для ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008
  35. Хрестоматия по слуховому анализу. Состав. Романюк А.Ф. М. 2003

Учебно-методическая литература

  1. Боровик Т.А. изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. Методические рекомендации. М. «Классика-XXI», 2007
  2. Братухина Г.С. Музыкальный словарь в песнях стихах и рассказах. Красноярск. 2013
  3. Лунина Л.Ф. Элементарная теория музыки. Учебно-методический коплекс для старших классов ДМШ и ДШИ. Красноярск. 2011
  4. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995
  5. Музыкальные занимательные диктанты для младших классов ДМШ и ДШИ. Нотное приложение для преподавателей. Состав. Г.Ф Калинина. М. 2011
  6. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. Состав. Г.Ф Калинина. М. 2012
  7. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся4-7 классов ДМШ и ДШИ. Состав. Г.Ф Калинина. М. 2008
  8. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ. Нотное приложение для преподавателей. Состав. Г.Ф Калинина. М. 2011
  9. Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999

 

Методическая литература

 

  1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976

2.         Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 2005

  1. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1981
  2. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., «Музыка», 1988
  3. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка», 1999

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?