МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДООП Раннее эстетическое развитие детей 2 года обучения Хор

 

2 001

Пояснительная записка

Музыка начинается с пения…

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение –

психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система других, важно, чтобы голосообразование было правильно, организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Хоровое искусство остается одним из самых доступных и любимых детьми видов коллективного, художественного творчества. Трудно переоценить воспитательное значение хорового пения на детей, которое определяется на ребенка исполнительского коллектива, природой самого хорового звучания, способного вызывать сильные эмоции.

Пение имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где дети получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши),использование исполнительских красок (пение запева одной группой хора, припева -другой, чередование пения солиста и хора и т. п.), двигательная активность малышей. Дети приходят в хор и учиться хоровому пению, и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими сверстниками. Специфические особенности занятий хоровым пением помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе; т.к. помимо решения логопедических, координационно-ритмических и др. проблем, занятия хором способствуют раскрепощению психики ребенка. Помимо приобретения вокально- хоровых навыков у детей имеются огромные возможности для расширения кругозора, воспитание чувств гражданственности, коллективизма. Но благотворное влияние музыки на маленьких исполнителей может иметь только художественно исполненное произведение, а уровень художественности исполнения напрямую зависит от овладения детьми отдельными техническими навыками. Об особенности работы с детьми на начальном этапе написано достаточно много ведущими отечественными специалистами - В.Г.Соколовым, Л.М.Ждановой, Л.М.Абелян, Л.М.Жаровой, Г.А.Струве и д.р.

Формирование певческой деятельности у детей 6 летнего возраста зависит не

только от индивидуальных особенностей и коллективного опыта, но так же от

тех условий, в которых протекает деятельность. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в хоре. Хорошее поведение детей на занятиях - залог будущего успеха. Дисциплина- это атмосфера, в которой дети творят, учатся новому. Известный хоровой деятель В.Г.Соколов считает, что «художественные результаты находятся в прямой зависимости от дисциплины, поведения детей». В начале занятий дети не знают, как себя вести: одни испуганы, встревожены, другие слишком веселы, повышенно эмоциональны.

Хормейстеру нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям. Очень хорошо сказал об этом мастер хорового дела Болгарии Бончо Бончев: «Без ласки нет пения».

Программа предназначена для детей 5-6 лет и направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

 

Цель:

1.Формирование эстетической культуры дошкольника;

2.Развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;

3.Становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости

дикции.

 

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству;
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон;
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;

6.Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни;

7.Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию

естественным голосом, без напряжения;

8.Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Основные принципы программы:

1.Опора на природу ребёнка.

2.Принцип постоянства связи с жизнью, реальным детским опытом.

3.Игровой принцип вовлечения детей в процессы художественно-образного познания на занятиях.

4.Освоение материала программы на основе личностного переживания,

проживания, использования богатств чувств и ощущений.

5.Взаимодействие разных видов искусства и художественно-творческой деятельности на занятиях.

6.Взаимосвязь восприятия и художественно-практической деятельности на занятиях.

7.Олицетворение, одушевление как естественная форма общения ребёнка с окружающим миром.

Срок реализации программы — 2 года и направлен на первичное знакомство

с вокально-хоровым искусством.

Формы занятий:

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их музыкальных способностей — это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных и индивидуальных форм организации занятий.

Методы обучения:

1.Наглядный метод, состоящих из следующих компонентов:

Слуховая наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки детьми во время

исполнения ими упражнений, песен ритмических движений;

Тактильная наглядность – ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания;

Зрительная наглядность – показ певческих приемов в вокально-хоровых, ритмических упражнениях;

Словесный метод: объяснения, пояснения, указания, поэтическое слово.

Методические приёмы:

  1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как

стихотворение, спеть без сопровождения);

  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни;
  1. Приемы, касающиеся только одного произведения:
  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.) ;
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук) ;
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.
  1. Приемы звуковедения:
  • выразительный показ (рекомендуется a-cappella);
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной

дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

Усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;

Гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

Оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Режим занятий:                                                                                                                             Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (академическому) часу.

 

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы:

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Способы проверки результатов освоения программы:

По окончании каждого полугодия проводятся отчётные мероприятия в разной   форме:

1.Форма концерта с обязательным показом способностей каждого ребёнка;

2.Форма постановки музыкальной сказки с объединением всех видов

художественно-эстетического обучения — пения, рисования, ритмики;

3.Форма проведения тематического занятия.

Условия реализации программы:

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • Игровой характер занятий и упражнений;
  • Активная концертная деятельность детей;
  • Доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
  • Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально дидактические игры, пособия);
  • Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);
  • Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Нормативно-правовая и документальная основа:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

развития;

3.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской

Федерации;

4.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования

детей в ОУ;

5.Должностная инструкция педагога дополнительного образования;

6.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.

 

 

Первый год обучения

На первом году обучения пению в работе над чистотой интонации надо уделить

большое внимание распеванию. То есть, включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей раннего возраста и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Также разучивать короткие песни-попевки с узким диапозоном, соответствующие интеллектуальным и физическим данным детей. Для того, чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться у детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, лёгким звуком.

Рабочий диапазон детей 5-ти лет (ре1, ми1 — до2). Дети поют песни с использованием штрихов: legato, non legato, staccato. Главное внимание уделяется пению на legato. Staccato используется только на коротких фразах в музыке игрового характера. Дети учатся «попадать» на первый звук, тянуть длинные, завершающие звуки. Унисон пока ещё относительный, но на упражнениях отрабатывается чистое пение.

 

II Тематическое планирование                                                                               I год обучения 1-ое полугодие

Название темы

Количество часов

 

1.

Организационный урок.

Особенности певческой установки.

1

2.

Организация голосового аппарата.

1

3.

Виды дирижёрских жестов.

1

4.

Определение диапазона у учащихся,

а также чистота интонаций

1

5.

Работа над звукообразованием

Пение упражнений на точное исполнение в унисон

1

6.

Работа над активным унисоном.

1

7.

Работа над ритмической устойчивости в унисон.

1

8.

Выработка высокой певческой позиции.

1

9.

Работа над расширением диапазона

2

10.

Пение канонов Речевая декламация

1

11.

Ритмический канон с помощью музыкальных инструментов

1

12.

Работа над чистым унисоном a cappella

2

13.

Канон с движением

2

14.

ИТОГО

16

 

 

 

Тематическое планирование                                                                                              1-ый год обучения 2 полугодие.

Название темы

Количество часов

 

1

Дикция и артикуляция

Правильное произношение гласных и согласных звуков.

1

2

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

1

3

Развитие дикционных навыков в различных темпах

1

4

Музыкальные скороговорки

2

5

Отработка динамических оттенков. Уверенное исполнение песни на различные штрихи

2

6

Сохранение певческого тона на f и mf

2

7

Работа над дыханием Задержка дыхания перед началом пения.

1

8

Работа над дыханием по фразам.

1

9

Работа над метроритмом

1

11

Работа над ансамблем и строем.

Выработка однородной звучности хора

1

12

Работа над дикционно -ритмическим ансамблем

2

13

Музыкально-исполнительская работа

1

 

Итого

16

Второй год обучения

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет не сильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей

развивается низкое, несвойственное им звучание. С детьми 6 лет певческое развитие происходит на более сложном музыкальном и текстовом материале. Репертуар этой ступени включает игровое, интонационно несложные песни, сочинения более широкого диапазона, более сложные и разнообразные по мелодическому языку ( скачки на терции,кварты, квинты), по штрихам (сочетание staccato и legato или non legato).

Рабочий диапазон хора (до1 -до2, ре2). Дети знакомятся с понятиями «унисон» и«канон». Обязательным условием в работе с дошкольниками является развитие речи. Дети этого возраста ещё плохо говорят, не выговаривают все буквы. Помогает«дикционное» распевание, где отрабатывается артикуляция гласны и согласных на одном звуке, на двух — трёх звуковых попевках.

 

 

 

Тематическое планирование 1 полугодие 2-ой год обучения.

Название темы

Количество часов

 

1

Организационный урок.

Особенности певческой установки.

1

2

Организация голосового аппарата.

1

3

Виды дирижёрских жестов.

1

4

Определение диапазона у учащихся, а также чистота интонаций.

1

5

Работа над звукообразованием

1

6

Пение упражнений на точное исполнение в унисон.

1

7

Работа над активным унисоном.

1

8

Работа над ритмической устойчивости в унисон

1

9

Выработка высокой певческой позиции.

1

11

Работа над расширением диапазона

1

12

Пение канонов

1

13

Речевая декламация

1

14

Ритмический канон с помощью музыкальных инструментов

1

15

Работа над чистым унисоном a cappella

1

16

Канон с движением

1

 

Итого

16

 

Тематическое планирование 2 полугодие 2-ой год обучения.

Название темы

Количество часов

 

1

Дикция и артикуляция.

Правильное произношение гласных и согласных звуков.

1

2

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

1

3

Развитие дикционных навыков в различных темпах.

1

4

Музыкальные скороговорки

1

5

Музыкально- исполнительская работа.

Воспитание навыков дирижёрского жеста.

1

6

Отработка динамических оттенков.

Уверенное исполнение песни на различные штрихи.

1

7

Сохранение певческого тона на f и mf

1

8

Работа над дыханием

Задержка дыхания перед началом пения.

1

9

Работа над дыханием по

фразам.

1

11

Работа над метроритмом

Простые размеры.

1

12

Постоянство метра

1

13

Работа над ансамблем и строем.

Выработка однородной звучности хора

1

14

Работа над дикционно -ритмическим ансамблем

1

15

Музыкально-исполнительская работа

2

 

Итого

16

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-

выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык

выразительной дикции)

Артикуляция

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

  • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
  • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
  • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

  • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
  • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,

головного резонатора;

  • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу

включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение

гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность

дыхания и голосовых связок.

Слуховые навыки

К слуховым навыкам можно отнести:

  • слуховой самоконтроль;
  • слуховое внимание;
  • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его

эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

  • представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

 

 

 

 

 

 

Эмоционально-выразительное исполнение

Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

  • выразительностью мимики лица;
  • выражением глаз;
  • выразительностью движения и жестов;
  • тембровой окраской голоса;
  • динамическими оттенками и особенностью фразировки;
  • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание

Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

  • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
  • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
  • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Выразительная дикция

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

  • не очень сильно прикусить кончик языка;
  • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
  • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
  • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
  • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку,стараясь как бы проткнуть щеки;
  • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясьпроизводить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон) ;
  • постукивая пальцами сделать массаж лица;
  • делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево -вперед;
  • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох –губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые

необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10

раз с твердой атакой звука.

Структура занятия:

1.Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно

«распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание

попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне,

постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится

не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не

уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка

голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2.Пауза.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка) .

3.Основная часть.

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4.Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более

эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным

исполнением.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М. : Советский композитор, 1989. –

33 с.

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М. :

ВЛАДОС, 2002

  1. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие

детского голоса. -М., 1963.

  1. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  2. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. –

232 с.

  1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. - 112 с.
  2. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.
  3. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС,

2000.- 33 с.

  1. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития

музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

  1. Кабалевский Д. Б. Программа общеобразовательной эстетической школы.

Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию

детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

  1. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. :

Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  1. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый

ветер», 1998. – 44 с.

  1. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное

воспитание. М., 1940, № 11.

  1. Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  2. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  3. Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на

музыкальных занятиях. - М.

  1. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном

возрасте. — М.

  1. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.

СПб. : Лань, 1999. – 64 с.

  1. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и

голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

  1. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.

Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1987. – 144 с.

  1. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.

Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1988. – 143 с.

  1. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса //

Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю

пения. - Л., 1959.__

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?