МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДООП Раннее эстетическое развитие детей 2 года обучения Шумовой оркестр

 

1

 

 

 

Пояснительная записка

Задача классов начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.

Занятия по предмету «Детский шумовой оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.

Каждый из предметов образовательного цикла подготовительных групп Детской музыкальной школы имеет свою специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала, предполагает использование определённых форм работы; в то же время, у них общие цели, задачи, единые методический установки. А самое главное, они направлены на осуществление основных задач дошкольного начального обучения детей:

- привитие детям любви и интереса к музыке;

- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;

- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;

- создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструментах, в движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призван воспитывать предмет «Детский шумовой оркестр».

Данная Программа является попыткой систематизировать имеющиеся знания и практический опыт работы в данном направлении.

В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный интерес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности учащихся.

Цели данного предмета:

1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: вокально-интонационных навыков, метроритмических навыков, развитие музыкальной памяти и слуха.

2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).

3) овладение элементарными теоретическими знаниями.

Для осуществления и достижения поставленных целей необходим поиск форм и методов работы с дошкольниками (с учётом возрастных особенностей). Широкое применение игровых форм – залог успеха в обучении детей дошкольного возраста. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание.                              

Срок реализации данной программы - 2 года                                                          Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (академическому ) часу.

Методические рекомендации

Для успешных результатов обучения детей на уроках детского шумового оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре), чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.

Но использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую). Для выполнения домашних заданий целесообразно привлекать на помощь родителей, производя запись задания в дневник ребёнка.

Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шумового оркестра.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с примарными инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику).

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики ( но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для них и для нот.

Формирование групп

Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 12 человек (а лучше, чтобы их было 8 – 10).

На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.

Занятия в подготовительной группе помогают выявить склонности и возможности ребёнка. Обычно родители сами решают вопрос о дальнейшем музыкальном образовании ребёнка и о выборе инструмента, не сообразуя своих желаний с его склонностями и способностями, что нередко приводит к разочарованию детей и родителей. Рекомендации руководителя могут помочь в правильном выборе родителей.

Инструменты и приёмы игры на них

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это барабаны всех видов, бубны и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.

Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Контроль и учёт успеваемости

Для контроля успеваемости выставляется оценка за выполненное домашнее задание.

Для детей двухгодичного курса обучения: первый год обучения – в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей; в конце второго полугодия – обязательное открытое выступление; второй год обучения – в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей, в конце второго полугодия – экзамен, который считается вступительным экзаменом в ДМШ.

Для детей одногодичного курса обучения: в конце первого полугодия – контрольный урок с концертом для родителей, в конце второго полугодия – экзамен, который считается вступительным экзаменом в ДМШ.

Критерии экзаменационного выступления

Ребёнок обязательно исполняет песенку, выученную на уроке оркестра. Оценивается:

  1. Грамотное и точное исполнение нотного текста и ритмического рисунка.
  2. Степень овладения инструментом, умение правильно держать палочку (металлофон, ксилофон), умение пользоваться инструментом.
  3. Музыкальность исполнения.
  4. Умение играть цельно – без ошибок и поправок.

Условия реализации программы

  1. Наличие помещения для занятий.
  2. Материальная база: набор музыкальных инструментов – погремушки, трещотки, бубны, тон-блоки, кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны (подставки под них). Это далеко не полный перечень. Дополняется баяном (аккордеоном, фортепиано), на котором играет концертмейстер.
  3. Наличие мебели соответсвующей высоты.
  4. Репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Учебно-тематический план

I год обучения

Название темы

Количество часов

 

1.

Введение: «Музыкальные и шумовые звуки, инструменты»

1

2.

Звукоподражания по К. Орфу. Элементарное музицирование. Изготовление самодельных инструментов из подручного материала.

2

3.

Знакомство с шумовыми инструментами.   Элементарное музицирование.

2

4.

Игра на муз. инструменте: дудочка

3

5.

Игра на муз. инструментах: металлофоне, ксилофоне

3

6.

«Шаги в музыке»,   « Метр» закрепление игры на инструментах

2

7.

« Метр и ритм»

3

8.

Четвертные и восьмые. Условные обозначения.

2

9.

« Фраза»

2

10

Дирижёр и оркестр

2

11

Сильная и слабая доли, ударный и безударный слог. Ровное чередование длительностей.

2

12

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

3

13

Знакомство с видами жанров в трёхдольном размере

3

14.

Закрепление пройденных тем, подготовка к концерту.

2

 

ИТОГО

32

 

 

II год обучения

Название темы

Количество часов

 

1.

Повторение пройденных тем, пьес.

1

2

Сильная и слабая доли, двухдольная и трехдольная пульсация.

2

3.

Половинная нота в размере 2/4 , 4/4.   Марш, полька.

2

4.

Половинные, четвертные, восьмые. Определение длительностей

3

5.

Половинная нота с точкой, четвертная нота с точкой.   Размер 3/4;3/8

2

6.

Паузы.

2

7.

Мажор и минор. Динамические оттенки

2

8.

Запись партий для шумового оркестра: нитка, такт, размер.

4

9.

Затакт, цифра.

3

10.

Чтение оркестровых партий, игра по записи, пауза.

3

11

Игра по партиям.

3

12

Танцевальные ритмы, запись несложных ритмов (с паузой и без паузы).

2

13

Закрепление пройденного материала.

2

14

Концертному исполнению.

1

 

ИТОГО

32

       

                      

III Основное содержание дисциплины

Два года обучения (дети 5 лет)

Первый год обучения

1 полугодие

В течение первой четверти ребёнок должен получить представление о следующих понятиях: оркестр, концертмейстер, композитор, музыкальные и шумовые звуки, шумовые инструменты; различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.

Метроритмические навыки:

- короткие и долгие звуки;

- сильная и слабая доли;

- ровное движение.

Уметь интонационно точно исполнять песенки и попевки вначале на одной ноте, затем на соседних звуках; разучить и исполнять русские народные песенки и попевки с одновременным пением и игрой на шумовых инструментах.

Практические навыки:

- уметь исполнить простейшие ритмические формулы;

- уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;

- практически познакомиться с шумовыми инструментами;

- уметь исполнять на шумовых инструментах ритмические рисунки русских народных песенок и попевок;

- уметь прохлопать простейшие ритмические рисунки изучаемых песенок и попевок.

Теория: направление движения мелодии вниз, вверх; поступенное и скачкообразное движение мелодии; пауза.

Интонация:

- знакомство и пение тетрахордов, октавного звукоряда;

- исполнение играемого музыкального материала с одновременной игрой на инструментах;

- разучивание и исполнение песенного материала в пределах кварты, квинты.

Метроритм:

- сильная доля (услышать, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте);

- закрепление ритмических схем;

- усложнение ритмического рисунка.

Практические навыки:

- закрепление на шумовых инструментах простейших ритмических попевок;

- исполнение наизусть изучаемого песенного материала (поступенное движение, скачки на терцию, кварту, квинту);

- знакомство с дирижёрским жестом, игра по руке (синхронное вступление, исполнение, завершение);

- игра с концертмейстером.

2 полугодие

Теория: знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш); песенные жанры.

Метроритм:

- танцевальные ритмы;

- маршевые ритмы;

- сильная и слабая доли (закрепление);

- ритмические схемы с использованием пауз;

- чередование различных схем, их усложнение.

Практические навыки:

- умение своевременно вступать, играть в ансамбле, завершить игру вместе;

- умение держать паузу;

- игра соло;

- запоминание наизусть более длинных произведений;

- накопление репертуара.

Работа во всех направлениях: закрепление и усложнение полученных навыков. Использование более сложного музыкального материала. Накопление репертуара.

                               Примерный репертуар для исполнения

1 полугодие

Детские песенки-потешки:

«Петушок»                                                                                                                                     «Дождик»

«Тили-бом»

«Ладушки»

«Андрей-воробей»

«Сорока-сорока»

«Ходит зайка по саду»

Русские народные песни:

«Во саду ли, в огороде»

«Во поле берёзка стояла»

«Как под горкой»

«Как у наших у ворот»

«Ходит Ваня»

«Я на горку шла»

Белорусская народная песня «Савка и Гришка»

2 полугодие

Белорусский народный танец «Янка»

Кабалевский Д. «Вроде марша»

Кабалевский Д. «Маленький марш»

Кабалевский Д. «Хороводная

Красев М. «Мишка с куклой»

Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы»

Русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени»

Шопен Ф. «Желание»

Кабалевский Д. «Игры»

Левина З. «Неваляшки» (с использованием металлофоноа)

Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона)

Русская народная песня «Калинка»

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»

Второй год обучения

1 полугодие

Терминология: оркестровая партия, нитка, такт, размер, затакт, цифра.

Метроритм:

- двухдольная и трёхдольная пульсация;

- пауза, игра через паузу;

- умение закончить фразу, сыгранную педагогом («Эхо»);

- нота с точкой.

Интонационные навыки:

- пение с паузой;

- пение окончания фразы (поступенное движение);

- пение небольших пьес с аккомпанементом на инструментах.

Практические навыки:

- уметь исполнить простейшие ритмические формулы;

- уметь определить и исполнить сильную и слабую доли;

- первоначальные навыки чтения оркестровой партии, исполнение своей партии по предложенной записи;

- уметь записать символами несложные ритмы из того, что изучается в классе.

Закрепление метроритмических, интонационных, практических навыков, полученных в первой четверти. Разучивание и исполнение детских пьес (с пением и без пения).

Игра с солистом.

2 полугодие

 

Терминология: альтерация, мажор, минор, нитка, такт, размер, затакт, цифра,синкопа, пунктирный ритм, трезвучие, главные ступени лада, аккомпанемент.

Метроритм:

- пунктирный ритм;

- танцевальные ритмы: полька, вальс, мазурка, рок-н-ролл.

Интонационные навыки:

- мажор, минор;

- альтерация;

- трезвучия главных ступеней;

- пение в пределах октавы, движение мелодии поступенное, скачки на терцию, кварту, квинту, сексту, септиму.

Практические навыки:

- чтение оркестровых партий, исполнение по записи;

- импровизация, исполнение и запись несложных ритмических композиций с использованием текстов и шумовых инструментов;

- игра по дирижёрскому жесту.

Работа по всем направлениям: совершенствование приобретённых навыков на более сложном музыкальном материале. Подготовка к вступительному экзамену в ДМШ.

 

Примерный репертуар для исполнения

1 полугодие

Детская песенка «Козлик»

Майкапар А. «Капельки»

Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко»

Русская народная песня «Во лузях»

Русская народная прибаутка «Чепуха»

Шостакович Д. «Вальс шутка»

Брамс Й. «Колыбельная»

Красев М. «Барабанщик»

Русская народная песня «Как у наших у ворот»

Русский народный танец «Яблочко»

Стрибогг И. «Вальс петушков»

Финская детская песенка «Мори – Мокки»

2 полугодие

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Джоплин С. «Рэг-тайм» (фрагмент)

Кабалевский Д. «Клоуны»

Козлов В. «Дедушкин рок-н-ролл»

Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима»

Русская народная песня «Коробейники»

Чешская народная песня «Пастушок»

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

Красев М. «Дудочка»

Красев М. «Синичка»

Латвийская народная песня «Петушок»

Мктлов Н. «Поезд»

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Русская народная песня «Светит месяц»

Русская народная сказка-игра «Теремок»

Список литературы

  1. Асеев В. Возрастная психология. Учебное пособие – Иркутск: ИГПИ, 1989 – 194 с.
  2. БаренбоймЛ.А.КарлОрф и институт его времени. – в кн.: Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: 1978, с 29.
  3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  4. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
  5. Бугаева, З. Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / З. Н. Бугаева. - М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  6. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы [Текст] / М. А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
  7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича». – Красноярск: Рекламно-полиграфический центр «Торос», 2010. – 68 с.
  9. Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2 Психология образования – изд. 2-е. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995 – 496 с.
  10. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. По ред.Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, - 1970 – 160 с.
  11. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
  12. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
  13. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.
  14. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
  15. Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.

 

 

Музыкальная литература

  1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., На лугу. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 1999 – 125 с.
  2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., Осень золотая. В двух частях. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 – 125 с.
  3. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
  4. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.:Музыка, 1986 – 125 с.
  5. Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / В помощь воспитателям детских садов. Составитель Л.М. Архипова. – СПб.: Композитор, 1998. – 34 с.
  6. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
  7. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество России, 2005 – 90 с.
  8. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
  9. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М., 2007
  10. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
  11. Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.
  12. Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.
  13. Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.
  14. Орф К. Музыка для детей. 1951.. , 2011 г.
  15. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ростов н/Д: Феникс. – 39 с. – (Школа развития).
  16. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. Изд.2-е. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005 – 58 с.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?