МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Оркестр (русские народные инструменты) срок обучения 5 лет

10 001

 

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Нотная литература для переложений;
  • Ансамбли для смешанного состава;
  • Методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Оркестр (ансамбль)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства«Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: оркестру, ансамблю. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

Оркестры русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки. Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его внутренний мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в оркестре (ансамбле).Оркестр иансамбль - виды коллективного музицирования, которыми занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

            Содержание программы учитывает достижения мировой музыкальной культуры, российских традиций, культурно – национальных особенностей и направленно на создание условий для развития личности ребёнка, развития мотивации к познанию и творчеству, посредством дифференцированного музыкального развития каждого ребёнка, взаимодействия с семьёй и удовлетворения социального заказа.

            Коллективное музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в коллективных занятиях музыкой.

            Данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.

            Игра в оркестре (ансамбле) позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе оркестра (ансамбля) позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.

            Оркестры и ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача — воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле. 

  1. Срок реализации учебного предмета «Оркестр (ансамбль)»

Реализации данной программы осуществляется со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет).

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Оркестр (ансамбль)»:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Срок обучения

Со 2 по5 год обучения

6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

396

132

Количество часов на аудиторные занятия

264

66

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

132

66

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: (от 10 человек и более). Рекомендуемая продолжительность урока

– 2 часа (1 час, в форме мелкогрупповых занятий, 1 час сводные репетиции).

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета «Оркестр (ансамбль)» не противоречит общим целям общеразвивающей программы и заключается в следующем:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства., позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм;
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области ансамблевого исполнительства до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле (оркестре);
  • овладение знаниями, умениями и навыками игры в ансамбле9оркестре), позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования, их практическое применение;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре воркестре(ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

Учебный предмет «Оркестр (ансамбль)» неразрывно связан с учебным предметом

«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства « Народные инструменты».

Предмет «Оркестр (ансамбль)» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах.Оркестр может выступать в роли сопровождения солистам - вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Оркестр (ансамбль)»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающая все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Оркестр (ансамбль)» зависит от:

- возраста учащихся;

- их индивидуальных способностей;

- от состава оркестра (ансамбля);

- от количества участников оркестра (ансамбля).

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (показ, наблюдение. демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • разбор нотного текста;
  • выявление музыкальной формы сочинения – структура, фразировка;
  • работа над точностью исполнения аппликатуры;
  • штрихи и исполнительские приёмы;
  • работа над качеством звукоизвлечения;
  • динамика;
  • темп, агогика;
  • работа над ансамблем;
  • работа над эмоциональным, художественным образом и стилем исполнения.
  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.

  • созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта инструментов.
  • разноуровневые стулья.
  • чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • пюпитры в нужном количестве для чтения нотных текстов.
  • подставки для ног (для обеспечения максимально комфортных условий) .
  • электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента, метроном.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал.

  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет «Оркестровый класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении оркестра народных инструментов.

Содержание учебного предмета

Оркестр может быть составлен из различных групп инструментов, куда могут входить например: домра, балалайка , баян, аккордеон, а так же шумовые или ударные инструменты . Также в классе практикуется унисонная форма музицирования. Инструментальный состав, количество участников в оркестре могут варьироваться.При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя оркестра.

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Оркестр (ансамбль)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Срок обучения 5 (6) лет

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

 

2

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

264

66

330

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

 

1

1

1

1

2

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

132

66

198

Максимальное количество

часов занятия в неделю

 

3

3

3

3

4

Общее максимальное

количество часов по годам

 

99

99

99

99

132

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

396

132

528

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Обьем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры ( филармоний, театров, концертных залов и др.)
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Требование по годам обучения

В оркестровой игре так же, как и в ансамблевом и сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Годовые требования

Срок обучения 5 (6) лет

Второй класс (1 год обучения)

            С первых уроков игры в коллективе ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем. Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Третий класс (2 год обучения)

            Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию. Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Совершенствуются средства музыкальной выразительности — более широкое использование динамических оттенков. Ведется работа над характером произведения с установкой учителя. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Четвертый класс (3 год обучения)

            Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Слышать и понимать музыкальное произведение- его основную тему, отголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем(оркестром), так и отдельными оркестровыми группами. Читать с листа оркестровую партию и уметь ориентироваться в ней. Технически правильно исполнять программный материал и музыкальные произведения. Свободно и уверенно держаться на сцене. Самостоятельно подобрать аппликатуру. Подбор репертуара и распределение ролей в коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Пятый класс (4 год обучения)

            Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Слышать и понимать музыкальное произведение- его основную тему, отголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем(оркестром), так и отдельными оркестровыми группами. Читать с листа оркестровую партию и уметь ориентироваться в ней. Технически правильно исполнять программный материал и музыкальные произведения. Свободно и уверенно держаться на сцене. Самостоятельно подобрать аппликатуру. Подбор репертуара и распределение ролей в коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

   Шестой класс (5 год обучения)

            Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Слышать и понимать музыкальное произведение- его основную тему, отголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем(оркестром), так и отдельными оркестровыми группами. Читать с листа оркестровую партию и уметь ориентироваться в ней. Технически правильно исполнять программный материал и музыкальные произведения. Свободно и уверенно держаться на сцене. Самостоятельно подобрать аппликатуру. Подбор репертуара и распределение ролей в коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать конструктивные особенности инструмента;
  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • знать оркестровые разновидности инструментов;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для ансамблевого исполнительства ;
  • уметь самостоятельно настраивать инструмент;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности, оркестровой (ансамблевой) партии и находить способы и методы в работе над ними;
  • уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над своей оркестровой (ансамблевой) партией, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе «специальность» под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным образом;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении ансамблевого исполнительства;
  • иметь навык игры по нотам;
  • иметь навык чтения с листа, необходимый для оркестрового и ансамблевого музицирования;
  • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
  • приобрести навык публичных выступлений, в различных оркестрах и ансамблях.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству в целом;
  • умение в оркестре (ансамбле) реализовывать индивидуальные практические навыки игры на инструменте, приобретенные в классе по специальности;
  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе оркестре(ансамбле);
  • знание музыкальной терминологии;
  • развитие навыка чтения нот с листа музыкальных произведений;
  • развитие навыка транспонирования и подбора по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • знание репертуара для оркестра (ансамбля);
  • навыкирепетиционно - концертной работы;

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по предмету оркестр (ансамбль) охватывают основные виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация учащихся;
  • итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения:

-посещаемость репетиций и старательность учащегося в оркестре (ансамбле);

-сдача оркестровых партий (индивидуальное и групповое прослушивание);

-периодическая проверка теоретических знаний (опрос);

-открытые занятия (для родителей, педагогов);

-отчетные и годовые концерты;

-конкурсы, фестивали.

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету оркестр (ансамбль). Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование).

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть учебных занятиях в счет аудиторного времени. Каждая форма проверки может быть дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный, аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников. В конце каждой четверти руководитель ансамбля (оркестра) выставляет учащимся оценки за четверть. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков ансамблевой (оркестровой) игры, соблюдение дисциплины. Каждое выступление оркестра (ансамбля): концерт, отчетный концерт, участие в конкурсах и т.п., является одновременно зачетом, как для всего оркестра (ансамбля), так и для каждого оркестранта.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения дополнительной общеразвивающей программы по предмету оркестр (ансамбль). Итоговая аттестация проводится в выпускных классах: 5 (6), в соответствии с действующими учебными планами.

  1. Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе оркестр (ансамбль) учитывается так же на различных выступлениях: концертах разного уровня, фестивалях, конкурсах и т.п.

Критерии оценки качества выступления учащихся

Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений, слаженности в ансамблевой игре.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, не слаженность в коллективной игре.

Зачет (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Творческое развитие учащихся

 

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций ( филармонии, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;

- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся.

Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, обьем самостоятельной нагрузки по предмету оркестр (нсамбль) составляет один час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и возрастов ( младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении воркестре (ансамбле).

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.

При выборе репертуара для различных по составу оркестра (ансамбля) педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапозонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка оркестра). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактированиямежду участниками аркестра.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – один час.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по оркестру.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Учащийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по оркестру. После каждого урока с партнером и педагогом оркестра, необходимо вновь репетировать коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника оркестра. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для разных видов оркестров, ансамблей. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

  1. Методические пособия
  2. « Самоучитель игры на балалайке» Илюхин А. Г. Москва 1982г.
  3. « Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты» г. Красноярск 2005г.
  4. « Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога» Бочкарев Л. 1979г.
  5. « Избранное» Бельская И. ч.1 г. Москва 2012г.
  6. « Избранное» Бельская И. ч.2 г. Москва 2012г.
  7. « Искусство» все для учителя научно- методический журнал г. Москва 2013г.
  8. « Музыка в школе» в.3 г. Москва 2013г.
  1. Учебная нотная литература
  2. « Пьесы» для ансамбля домр с фортепиано г. Ленинград 1990г.
  3. « Школа игры на трехструнной домре» Александров А. г. Москва 1990г.
  4. « Школа игры на трехструнной домре» Чунин В. г. Москва 1990г.
  5. « Дуэты балалаек» хрестоматия для 1-2-классов ДМШ г. Москва 1991г.
  6. « Концерт в сельском клубе» в.7 г. Москва 1987г.
  7. « Репертуар клубного орк. р.н.инстр.» в.1г. Москва 1979г.
  8. « Пьесы для ансамбля струнных щипковых инструментов» в. 1 г. Красноярск 2001г.
  9. «Концертные дуэты для домры и гитары» г. Красноярск 2010г.
  10. « Оркестровая и ансамблевая музыка» для народных инструментов г.Красноярск 2010г.
  11. « Играет детский орк.народ..инстр.» в.1 г. Москва 1983г.
  12. « Популярные пьесы» для русс.народ.инстр. г. Красноярск 2010г.
  13. « Репертуар школьного оркестра русс.народ.инстр.» в.3 г.Ленинград 1990г.
  14. « Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты» г.Красноярск 2005г.
  15. « Хрестоматия орк. русс.народ.инстр.» ч.1 народные мелодии г.Москва 1985г.
  16. « Хрестоматия орк. русс.народ.инстр.» ч.2 русские композиторы г.Москва 1986г.
  17. « Хрестоматия орк. русс.народ.инстр.» ч.4 советские композиторы г.Москва 1989г.
  18. « Хрестоматия по дирижированию» в.5 г. Москва 1984г.
  19. « Хрестоматия по дирижированию» в.6 г. Москва 1985г.
  20. « Произведения для орк. русс.народ.инстр.» г. Москва 1990г.
  21. « Из репертуара академического оркестра русс.народ.инстр. Гостелерадио Союза ССР» в.1 г. Москва 1990г.
  22. « Из репертуара Государственного республиканского русс. народ. Ансамбля « Россия» г. Москва 1990г.
  23. « Искусствоаккомпанимента» для смешанных ансамблей русских народных инструментов» в.3 г. Москва 1982г.
  24. « Пьесы» для ансамблей русских народных инструментов» учащимся ДМШ в.2 г. Ленинград 1982г.
  25. « Пьесы» для ансамблей русских народных инструментов» учащимся ДМШ в.4 г. Ленинград 1985г.
  26. « Современный русский народ. орк.» Чунин В. г. Москва1981г.
  27. « Популярные песни в сопровождении ансамбля русс.народ. инстр.» в.4 г. Москва 1983г.
  28. « Пьесы для орк.народ.инструментов» г. Киев 1982г.
  29. « Пьесы для орк.народ.инструментов» г. Киев 1985г.
  30. « Современный русск. народ. орк.» г. Москва 1990г.
  31. « Из репертуара инструментального Ансамбля « Балалайка» в.2 г.Москва 1982г.
  32. « Из репертуара инструментального Ансамбля « Балалайка» в.3 г.Москва 1983г.
  33. « Музыкальный лубок» из репертуара современных ансамблей русс. народ. инстр. г. Москва 1991г.
  34. « Оркестр в классе» в.1 г. Москва 1990г.
  35. « Детский оркестр» Бублей С. г. Ленинград 1989г.
  36. « Ассоль» альбом упражнений-пьес, ансамблей и этюдов для начинающих г. Новосибирск 2000г.
  37. « Зеленые рукава» избранные произведения для домры и гитары
  38. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.9 г. Москва 2003г.
  39. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.11 г. Москва 2003г.
  40. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.1 г. Москва 2005г.
  41. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.12 г. Москва 2005г.
  42. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.3 г. Москва 2006г.
  43. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.2 г. Москва 2007г.
  44. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.2 г. Москва 2007г.
  45. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.7 г. Москва 2007г.
  46. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.7 г. Москва 2007г.
  47. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.6 г. Москва 2007г.
  48. « Нотный альбом» произведения для дуэтов в.11 г. Москва 2007г.
  49. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.10 г. Москва 2007г.
  50. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.6 г. Москва 2009г.
  51. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.2 г. Москва 2011г.
  52. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.3 г. Москва 2011г.
  53. « Нотный альбом» произведения для ансамбля в.8 г. Москва 2011г.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?