Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Нотная литература для переложений;
- Ансамбли для смешанного состава;
- Методическая литература;
- Нотная литература для баяна, аккордеона.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Учебный предмет «Коллективное музицирование» направлен на приобретение учащимися знаний, умений, навыков игры в коллективе на первых ступеньках обучения. А так же художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нраственного развития учащегося. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с преобритаемыми и уже приобретенными знаниями в классе по специальности.
Обучение детей в области « Коллективное музицирование» ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Коллективное музицирование на русских народных инструмента широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы баяна и аккордеона, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт коллективного музицирования должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с педагогами по специальности.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусства «Народные инструменты», (вариативная часть) «Коллективное музицирование», направлен на приобретение обучающихся музыкально-исполнительских навыков игры на русских народных инструментах в ансамбле.
- Срок реализации учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование».
Реализации данной программы осуществляется с 1 по 3 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8(9) лет).
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения |
С 1 по 3 год (срок обучения 8(9)лет) |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
196 |
Количество часов на аудиторные занятия |
98 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
98 |
Консультации (часов в неделю) |
2 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
- Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
- Цели и задачи учебного предмета
Цель предмета « Коллективное музицирование» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства., позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
- определение наиболее одаренных детей на начальном этапе обучения и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Программа направлена на решение следующих задач:
- выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области ансамблевого исполнительства до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, слуха, мышления, воображения и творческой активности при игре в коллективе;
- овладение знаниями, умениями и навыками игры в ансамбле, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере коллективного музицирования;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для коллективного музицирования, их практическое применение;
- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
- достижение уровня образованности, позволяющего самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.
Учебный предмет «Коллективное музицирование» неразрывно связан с учебным предметом « Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства « Народные инструменты».
Предмет «Коллективное музицирование» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах.
Знания, накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в ансамбле, оркестре.
- Обоснование структуры программы учебного предмета «Коллективное музицирование» ( вариативная часть)
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету « Коллективное музицирование» зависит от:
- возраста учащихся;
- их индивидуальных способностей;
- от состава ансамбля;
- от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод показа ;
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником по образцу педагога);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Методы работы « коллективного музицирования» в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях «коллективного музицирования» на русских народных инструментах.
- Материально-технические условия
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.
- Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта инструментов.
- Разноуровневые стулья.
- Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
- Пюпитры в нужном количестве для чтения нотных текстов.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.
- Связь с другими предметами программы
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
- Специальность,
- Ансамбль,
- Фортепиано,
- Хоровой класс.
Теория и история музыки:
- Сольфеджио,
- Слушание музыки,
- Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
В дополнение к названным, предмет « Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыки коллективного музицирования, дают основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.
Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в ДШИ – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т.д. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только баянов, аккордеонов, домр, балалаек, гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить например: домра, балалайка и баян, или аккордеон, а так же шумовые или ударные инструменты. Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.
Однородные составы:
1.1. Дуэты
- Дуэт аккордеонистов – аккордеон I , аккордеон II
- Дуэт баянистов – баян I, баян II;
- Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II
- Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра альт – в старших классах);
- Дуэт балалаечников – балалайка прима I ,балалайка прима II;
1.2. Трио
- Трио аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеонIII;
- Трио баянистов – баян I, баян II, баян III;
- Трио гитаристов – гитара I, гитара II, гитараIII;
- Трио домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт;
- Трио балалаечников – балалайка I, II, балалайка альт;
балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);
1.3. Квартеты
-Квартет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV;
- Квартет баянистов – баян I, баянII, баянIII, баянIV;
- Квартет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV;
- Квартет домристов - домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас ( в старших классах); - Квартет балалаечников – бал-ка примаI, бал-ка примII, бал-ка секунда, бал-ка бас;
1.4. Квинтеты - Квинтет аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеонIII, аккордеонIV, аккордеонV;
- Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;
- Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;
- Квинтет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт, домра альт, домра бас (лучше балалайка бас);
- Квинтет балалаечников – балалайка прима I, балалайка примаI, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас;
1.5. Секстеты
-Секстет аккордеонистов - аккордеон I, аккордеон I, аккордеон II , аккордеон II , аккордеон III , аккордеон IV;
- Секстет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра альт II, домра бас, домра бас;
- Секстет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;
- Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;
Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов .
- Смешанные составы:
2.1. Дуэты
- баян или аккордеон, домра малая;
- баян, балалайка прима;
- аккордеон, балалайка прима.
2.2. Трио
- баян или аккордеон, домра малая, балалайка прима;
- баян, аккордеон и фортепиано;
2.3. Квартеты
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима;
- аккордеон, домра малая, домра альт, домра бас.
2.4. Квинтеты
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка бас;
- баян, домра малая, домра альт, домра бас, балалайка прима;
2.5. Секстеты
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима, балалайка альт, балалайка бас;
- баян или аккордеон, домра малая, домра альт I, домра альтII, домра бас, балалайка прима.
Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.
При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Коллективное музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Срок обучения 8 (9) лет
Распределение по годам обучения |
|||||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю |
1 |
1 |
1 |
||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия |
98 |
||||||||
98 |
|||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
1 |
1 |
1 |
||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
32 |
33 |
33 |
||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
98 |
||||||||
98 |
|||||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю |
2 |
2 |
2 |
||||||
Общее максимальное количество часов по годам |
64 |
66 |
66 |
||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
196 |
||||||||
196 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке домашнего задания;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.)
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Требование по годам обучения
В коллективном музицировании так же, как и в сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в коллективной игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач коллективного исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Годовые требования
Срок обучения 8 (9) лет
Первый класс
- В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.
За учебный год учащиеся должны исполнить
Таблица 3
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта :
- Кепитис Я.« Утро в лесу».
- Лонгшам- Друшкевич К. Весельчак
- Моцарт А. « Азбука»
- р.н.п. « Я на горку шла» обр. Троицкого М.
- р.н.п. « Дрёма дремлет» обр. Черных А.
- Бел.н.п. « Перепёлочка»
- Крючков А. « На завалинки»
- Шаинский В. « Песенка о кузнечике»
Второй класс
- В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.
За учебный год учащиеся должны исполнить
Таблица 4
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта:
- Паулс Р. « Сонная песенка»
- Дет. п. « Весёлые гуси»
- Савельев Б. « Если добрый ты» из мультфильма « День рождения кота Леопольда»
- Фрике Р. « Весёлая кукушка»
- Савельев Б. « На крутом бережку» из мультфильма « Леопольд и золотая рыбка»
Пьесы для трио:
- Новиков А. « Дороги»
- Шаинский В. «Песенка про кузнечика» из мульфильма « Приключения Незнайки»
- Шаинский В. «Песенка мамонтёнка» из мульфильма « Мамонтёнок»
Третий класс
- В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.
За учебный год учащиеся должны исполнить
Таблица 5
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память). |
Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам). Май – зачет (одна пьеса на память). |
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
Пьесы для дуэта:
1.Чайкин В. « Хороводная»
2.Жигалов В. « Русский танец»
3.Тихонов Б. « Шутка»
4.Холминов А. « Песня»
Пьесы для трио:
1.Ребиков В. Вальс Из оперы – сказки « Ёлка»
2.Р.н.п. « Выйду ль я на реченьку» обр. Бухвостова В
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по предмету «Коллективное музицирование» ( вариативная часть) охватывают основные виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 6
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
· поддержание учебной дисциплины, · выявление отношения учащегося изучаемому предмету, · повышение уровня освоения текущего учебного материала. · ответственность в организации домашних заданий. · воспитательные цели, которые могут носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность, качество выполнения предложенных заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения. |
· контрольные уроки, · прослушивания к конкурсам, отчетным концертам. |
Промежуточная аттестация |
· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. |
· зачеты , · академические концерты, · переводные зачеты, · экзамены |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть). Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимися, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти, это зависит от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в учениках к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Коллективное музицирование». Каждая форма проверки ( кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной ( с оценкой), так и недифференцированной, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный, аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников .
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащиеся, освоившие в полном объеме программу, переводятся в следующий класс. По завершению экзамена допускается пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения « Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы по предмету «Коллективное музицирование» ( вариативная часть). Экзамен проводится в 3 классе – 8(9) летнего обучения, в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
- Контроль и учет успеваемости
Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Коллективное музицирование» ( вариативная часть) учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, зачетах , а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащихся планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.
В соответствии с учебным планом в 3 классе учащиеся сдают зачет, переводной экзамен. В остальные периоды обучения проходят контрольные уроки, и зачеты которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на зачете из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником одно или два произведения различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Кроме того, педагогом также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах , концертах для родителей.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в 3 классах. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы учеников, выведенная на основе их продвижения;
- оценка учеников за выступление на концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
- другие выступления учеников в течение учебного года.
Критерии оценки качества выступления учащихся
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений, слаженности в коллективной игре.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, не слаженность в коллективной игре.
Зачет (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Творческое развитие учащихся
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций ( филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;
- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Коллективное музицирование» составляет один час в неделю.
Педагогу по коллективному музицированию можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на коллективное музицирование, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Так же можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и разных возрастов ( младшие – средние). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в коллективном музицировании.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапозонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.
В звучании музыкального коллектива немаловажным моментом является размещение исполнителей ( посадка коллектива). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий – каждый день;
- объем самостоятельных занятий в неделю – один час.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Учащийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с партнером и педагогом ансамбля, необходимо вновь репетировать всем коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.
- Дидактическое обеспечение
В ДШИ имеется библиотека для разных видов дуэтов, ансамблей, оркестров. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
Списки рекомендуемой методической и нотной литературы
1.Методическое пособие
1.« Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты» г.Красноярск 2005г.
2.« Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога» Бочкарев Л. 1979г.
3.« Избранное» Бельская И. ч.1 г. Москва 2012г.
4.« Избранное» Бельская И. ч.2 г. Москва 2012г.
5.« Искусство» все для учителя научно- методический журнал г. Москва 2013г.
6.« Музыка в школе» в.3 г. Москва 2013г
7.Вольфович В.А. «Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции» Челябинск 1995г.
8.« Анализ музыкальных произведений» Красноярск 2001г.
9.«Русские народные инструменты: история, теория, методика» Красноярск 1998г.
10.«Методические указания по организации учебно - воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ» Москва 1988
- Учебная нотная литература
- «Хрестоматия баяниста» - сост. А. Крылусов, 1-2 кл., изд. «Музыка» Москва 1984; 1997
- «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Гусев, изд. «Музыка» Москва 1986; 1991
- «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ф. Бушуев, С.Панин, изд. «Музыка» Москва, 1982
- «Педагогический репертуар баяниста» - сост. И. Бойко, 1-2 кл., изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2000
- «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Мотов, Г. Шахов, 1-3 кл., изд.«Кефара» Москва, 2002
- «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачёв, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва 1984
- «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ю. Акимов, А. Талакин, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва, 1970
- «Хрестоматия для баяна» - вып.1, младший класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2002
- «Хрестоматия для баяна» - вып.2, 1-2 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2004
- «Хрестоматия для баяна» - вып.3, 2-3 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2006
- «Хрестоматия для баяна» - вып.4, 3-4 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
- «Хрестоматия для баяна» - вып.5, 4-5 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
- А. Иванов «Руководство игры на баяне»
- П. Лондонов «Школа игры на аккордеоне»
- В. Лушников «Школа игры на аккордеоне» - изд. «Советский композитор» Москва 1991
- А. Коробейников «Альбом для детей и юношества» - изд. «Композитор» С-Пб 2009
- А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 1-3 кл., изд. «Феникс» Ростов на Дону 2008
- А. Доренский «Музыка для детей», 2-3 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 1998
- А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 3-5 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 2008
- М. Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор», Москва, 1988
- А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор» Москва 1984
- «Популярные обработки народных мелодий для баяна», изд. «Музыка» Москва 1989
- «Эстрадные произведения» - вып.4, изд. «Музыка» Москва 1970
- «Хорошее настроение» - сост. А. Дмитриева, Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград 1990
- «Из репертуара Международного конкурса им. В.В. Андреева» вып.1 – сост. Л.Комарова, Е. Михайлова, изд. «Грифон» Санкт-Петербург 1994
- Б. Тихонов «Эстрадные произведения» - изд. «Музыка» Москва 1971
- В. Ходукин «Просчитай до трех» - изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2001
- «Веселый аккордеон» вып.5 – сост. В. Дмитриев, изд. «Музыка» Ленинград 1969
- «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3-4 кл. – сост. Ю.Акимов, А. Мирек, Гос. Музыкальное издательство Москва 1963
- «Вальс, танго, фокстрот» - сост. И. Савинцева, изд. «Музыка» Москва 1987
- «Танцевальная музыка» вып.1 – сост. В. Петренко, изд. «Музыка» Москва 1979
- «Баян» - подготовительный класс – сост. А. Денисов, В. Угринович, изд. «Музична Украина» Киев 1984
- «Баян» 1 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
- «Баян» 2 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
- «Баян» 3 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
- «Сборник ансамблей» - сост. Р. Гречухина, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1999
- «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. Р. Бажилин, изд. «Издательство Владимира Катанского» Москва, 2000
- «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. С. Лихачев вып. 1,2,3, изд. «Композитор» СПб, 1999
- «Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей» - сост. Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград 1988
- «Полифонические пьесы для баяна» вып.1,2 – сост.В. Агафонов, В. Алехин, изд. «Советский композитор» Москва, 1971
- И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н. Рукавишникова, изд. «Музыка» Москва, 1989
- «Произведения старинных композиторов» вып.1 – сост. В. Панькова, изд. «Музична Украина» Киев 1973
- «Хрестоматия для баяна и аккордеона» 1-3 кл. «Старинная музыка» - сост. Л. Скуматов, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
- «Бах – Гендель», сост. К. Бартока, изд. «Музыка» Будапешт, 1962
- А. Фоссен «Эстрадные композиции для аккордеона» вып.1, изд. «Композитор» СПб, 2001
- «Композиции для аккордеона» - сост. В. Ушакова вып. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1998; 1999
- «Аккордеон в музыкальной школе», Москва, 1981, «Советский композитор»
- «Баян в музыкальной школе – ансамбль», Москва, 1982, «Советский композитор»
- «Эстрадно – джазовые обработки для баяна//аккордеона», В. Трофимова, Санкт-Петербург, творческое объединение, 1998.
- «Произведения для ансамбля баянов», Минск, 1995
- «50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов», Б. Марана, Новосибирск, 1997
- «Музыкальные миниатюры», Санкт-Петербург, композитор, 2003
- Хрестомания для баяна, Москва, 1960
- «Ансамбли аккордеонистов», выпуски 1-6, составитель В. Розанов, Москва, 1969-1976
- «Пьесы для ансамблей аккордеонистов», выпуск 1, составитель О. Звонарёв. Москва 1961
- Ю. Акимов, П. Гвоздев. «Прогрессивная школа игры на баяне», часть 1, 2. Москва 1971
- «Ансамбли баянов», Выпуск 2, 3. составитель В. Розанов. Москва, 1971-1972
- «Ансамбли баянов», Выпуск 4, 5. Составитель Л. Гаврилов. Москва, 1973-1974