МБУ ДО Филимоновская ДШИ

Красноярский край, Канский р-он, с.Филимоново. Тел. 8 (939161) 7-14-19


ДПОП "Народные инструменты" Коллективное музицирование (аккордеон, баян) срок обучения 5 лет

14 001

 

 

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Нотная литература для переложений;
  • Ансамбли для смешанного состава;
  • Методическая литература;
  • Нотная  литература для баяна, аккордеона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Учебный предмет «Коллективное музицирование» направлен на приобретение учащимися знаний, умений, навыков игры в коллективе на первых ступеньках обучения. А так же художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нраственного развития учащегося.   Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с преобритаемыми и уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

Обучение детей в области « Коллективное музицирование» ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

 Коллективное музицирование на русских народных инструмента широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы баяна и аккордеона, составляющих основу оркестра.

Успешный опыт коллективного музицирования должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с педагогами по специальности.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусства «Народные инструменты», (вариативная часть) «Коллективное музицирование», направлен на приобретение обучающихся музыкально-исполнительских навыков игры на русских народных инструментах в ансамбле.

  1. Срок реализации учебного предмета (вариативная часть) «Коллективное музицирование».

Реализации данной программы осуществляется в  1-ом классе  по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения

1 год (срок обучения 5(6)лет)

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

66

Количество часов на аудиторные занятия

33

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

33

Консультации (часов в неделю)

2

 

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
  2. Цели и задачи учебного предмета

Цель предмета « Коллективное музицирование» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:  

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства., позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять  произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • определение наиболее одаренных детей на начальном этапе обучения и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области ансамблевого исполнительства  до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, слуха, мышления, воображения и творческой активности при игре в коллективе;
  • овладение знаниями, умениями и навыками игры в ансамбле, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере коллективного музицирования;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для коллективного музицирования, их практическое применение;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • развитие чувства ансамбля ( чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • достижение уровня образованности, позволяющего самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

Учебный предмет « Коллективное  музицирование» неразрывно связан с учебным предметом « Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства « Народные инструменты».

Предмет «Коллективное музицирование» расширяет границы творческого общения инструменталистов – народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству исполнителей на других инструментах.

  Знания, накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в ансамбле, оркестре.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Коллективное музицирование» ( вариативная часть)

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету « Коллективное  музицирование» зависит от:

- возраста учащихся;

- их индивидуальных способностей;

- от состава ансамбля;

- от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод показа ;
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником  по образцу педагога);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Методы работы « коллективного музицирования» в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях «коллективного музицирования» на русских народных инструментах.

  1. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы в образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских инструментов.

  • Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта инструментов.
  • Разноуровневые стулья.
  • Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • Пюпитры в нужном количестве для чтения нотных текстов.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.

  1. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный   и достаточный цикл.  Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет « Коллективное музицирование» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыки коллективного музицирования, дают основы знаний репертуара различных жанров  и стилей в исполнении ансамбля народных инструментов.

Содержание учебного предмета

         Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в ДШИ – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т.д.                                                              Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только баянов, аккордеонов, домр, балалаек, гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить например: домра, балалайка и баян, или аккордеон, а так же шумовые или ударные инструменты. Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Однородные составы:

1.1. Дуэты

- Дуэт аккордеонистов – аккордеон I , аккордеон II

- Дуэт баянистов – баян I, баян II;

- Дуэт гитаристов – гитара I, гитара II

- Дуэт домристов – домра малая I, домра малая II (или домра малая и домра альт – в старших классах);

- Дуэт балалаечников – балалайка прима I ,балалайка прима II;

1.2. Трио

 - Трио аккордеонистов – аккордеон I, аккордеон II, аккордеонIII;

 - Трио баянистов – баян I, баян II, баян III;

- Трио гитаристов – гитара I, гитара II, гитараIII;

- Трио домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт;

- Трио балалаечников – балалайка I, II, балалайка альт;

балалайка прима, балалайка секунда, балалайка бас (в старших классах);

1.3. Квартеты                                                                                                             

-Квартет аккордеонистов – аккордеонI, аккордеонII, аккордеонIII, аккордеонIV;       

- Квартет баянистов – баян I, баянII, баянIII, баянIV;

- Квартет гитаристов – гитараI, гитараII, гитараIII, гитараIV;

  - Квартет домристов - домра малая, домра альтI, домра альтII, домра бас ( в старших классах);                                                                                                                                       - Квартет балалаечников – бал-ка примаI, бал-ка примII, бал-ка секунда, бал-ка бас;

1.4. Квинтеты                                                                                                                         

 - Квинтет аккордеонистов – аккордеон  I, аккордеон II, аккордеонIII, аккордеонIV, аккордеонV;

- Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) –  баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас,  баян  контрабас;

- Квинтет гитаристов – гитара I, гитара II, гитара III, гитара IV, гитара V;

- Квинтет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт, домра альт, домра бас (лучше балалайка бас);

- Квинтет балалаечников – балалайка прима I, балалайка примаI, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас;

1.5. Секстеты

-Секстет аккордеонистов - аккордеон I, аккордеон I, аккордеон II  , аккордеон II , аккордеон III , аккордеон IV;

- Секстет домристов – домра малая I, домра малая II, домра альт I, домра альт II, домра бас, домра бас;

- Секстет балалаечников – балалайка прима I, балалайка прима II, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас;

- Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;

Соответственно по принципу прибавления еще одного инструмента формируются секстет гитаристов

  1. Смешанные составы:

2.1. Дуэты

- баян или аккордеон, домра малая;

- баян, балалайка прима;

- аккордеон, балалайка прима.

2.2. Трио

- баян или аккордеон, домра малая, балалайка прима;

- баян, аккордеон и фортепиано;

2.3. Квартеты

- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима;

- аккордеон, домра малая, домра альт, домра бас.

2.4. Квинтеты

- баян или аккордеон,  домра малая,  домра альт, балалайка прима, балалайка бас;

- баян, домра малая, домра альт, домра бас, балалайка прима;

2.5. Секстеты

- баян или аккордеон, домра малая, домра альт, балалайка прима,  балалайка альт, балалайка бас;

- баян или аккордеон, домра малая, домра альт I, домра альтII, домра бас, балалайка прима.

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Коллективное музицирование», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2

Срок обучения 5 (6) лет

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

         

Общее количество часов на аудиторные занятия

33

 

33

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

1

         

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

33

 

33

Максимальное количество

часов занятия в неделю

2

         

Общее максимальное

количество часов по годам

66

         

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

66

 

66

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.)
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Требование по годам обучения

 

В коллективном музицировании так же, как и в сольном исполнительстве требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в коллективной игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач коллективного исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Годовые требования

Срок обучения 5 (6) лет

 

Первый класс

  • В течение года учащиеся должны пройти 4 пьесы.

За учебный год учащиеся должны исполнить

 

                                                                                                                                                                 Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Декабрь – контрольный урок (одна пьеса на память).

Март – контрольный урок (одна пьеса по нотам).

Май – зачет (одна пьеса на память).

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

 Пьесы для дуэта:

  1. Кепитис  Я.« Утро в лесу».
  2. Лонгшам- Друшкевич К. «Весельчак»
  3. Моцарт А. « Азбука»
  4. р.н.п. « Я на горку шла» обр. Троицкого М.
  5. р.н.п. « Дрёма дремлет» обр. Черных А.
  6. Бел.н.п. « Перепёлочка»
  7. Крючков А. « На завалинке»
  8. Шаинский В. « Песенка о кузнечике»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков в области коллективного музицирования.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать конструктивные особенности инструмента;
  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • знать оркестровые разновидности инструментов;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для коллективного музицирования ;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными пьесами, освоенные в классе  под руководством педагога;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и  практический опыт в освоении ансамблевого исполнительства;
  • иметь навык игры по нотам на начальном этапе обучения;
  • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для коллективного музицирования;
  • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в коллективном музицировании.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству в целом;
  • умение в ансамбле реализовывать индивидуальные практические навыки игры на инструменте, приобретенные в классе по специальности;
  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе;
  • знание музыкальной терминологии;
  • развитие навыка  чтения нот с листа музыкальных произведений;
  • развитие навыка транспонирования и подбора по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • знание репертуара для ансамбля, коллективного музицирования;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в коллективном музицирование;
  • повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по предмету «Коллективное музицирование»             ( вариативная часть) охватывают основные виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация учащихся;
  • итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 4

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

·     поддержание учебной дисциплины,

·     выявление отношения учащегося  изучаемому предмету,

·     повышение уровня освоения текущего учебного материала.

·     ответственность в организации домашних заданий.

·     воспитательные цели, которые могут носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. Оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность, качество выполнения предложенных заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.

·  контрольные

уроки,

·  прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

·     определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

·  зачеты ,

·  академические концерты,

·  переводные зачеты,

·  экзамены

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по предмету «Коллективное музицирование» (вариативная часть). Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащихся, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся  к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимися, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также педагог может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти, это зависит от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в учениках к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Коллективное музицирование». Каждая форма проверки ( кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной ( с оценкой), так и недифференцированной,  с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный, аналитический характер отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учеников .

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащиеся, освоившие в полном объеме программу, переводятся в следующий класс. По завершению экзамена допускается  пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения « Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся»

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы по предмету «Коллективное музицирование» ( вариативная часть). Экзамен проводится  в 1 классе- 5 (6) летнего обучения, в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

  1. Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется педагогом на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Коллективное музицирование» ( вариативная часть) учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, зачетах , а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащихся планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.

В соответствии с учебным планом в 1 классе учащиеся сдают зачет, переводной экзамен. В остальные периоды обучения проходят контрольные уроки, и зачеты которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на зачете из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником одно или два произведения различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Кроме того, педагогом также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах , концертах для родителей.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами  1 класса. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы учеников, выведенная на основе их продвижения;
  • оценка учеников за выступление на концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
  • другие выступления учеников в течение учебного года.

Критерии оценки качества выступления учащихся

Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений, слаженности в коллективной игре.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного  звукоизвлечения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание  наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, не слаженность в коллективной игре.

Зачет (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Творческое развитие учащихся

- организация  творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организация посещений учащимися учреждений культуры и организаций ( филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а так же современного развития музыкального искусства и образования;

- организация эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) учащихся;

Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися педагог должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей учеников, их физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

В отличии от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Коллективное музицирование» составляет один час в неделю.

Педагогу по коллективному музицированию можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на коллективное музицирование, для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Так же можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов и разных возрастов (младшие – средние). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доведя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в коллективном музицировании.

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, работу над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности), штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. В этой связи педагогу необходимо научить учеников слуховому контролю.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно свою партию произведения.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности, а так же собственные переложения и инструментовки педагога данного предмета.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а так же на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.

В звучании музыкального коллектива немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка коллектива). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

 Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий – каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – один час.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий. Учащийся должен тщательно выучить индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с партнером и педагогом ансамбля, необходимо вновь репетировать всем коллективом, чтобы исправить указанные педагогом недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает педагог и фиксирует их в дневнике.

  1. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для разных видов дуэтов, ансамблей, оркестров. А так же инструментовок, обработок на русские темы и т.д. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

1.Методическое пособие

1.« Фольклорно- инструментальный ансамбль и его инструменты»  г.Красноярск 2005г.

2.« Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога» Бочкарев Л. 1979г.

     3.« Избранное» Бельская И. ч.1 г. Москва 2012г.

4.« Избранное» Бельская И. ч.2 г. Москва 2012г.

5.« Искусство» все для учителя научно- методический журнал г. Москва 2013г.

      6.« Музыка в школе» в.3 г. Москва 2013г

7.Вольфович В.А. «Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции»    Челябинск 1995г.

      8.« Анализ музыкальных произведений» Красноярск 2001г.

      9.«Русские народные инструменты: история, теория, методика» Красноярск 1998г.

      10.«Методические указания по организации  учебно - воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ» Москва 1988

  1. Учебная нотная литература
  2. «Хрестоматия баяниста» - сост. А. Крылусов, 1-2 кл., изд. «Музыка» Москва 1984; 1997
  3. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Гусев, изд. «Музыка» Москва 1986; 1991
  4. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ф. Бушуев, С.Панин, изд. «Музыка» Москва,  1982
  5. «Педагогический репертуар баяниста» - сост. И. Бойко, 1-2 кл., изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2000
  6. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Мотов, Г. Шахов, 1-3 кл., изд.«Кефара» Москва, 2002
  7. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачёв, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва 1984
  8. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ю. Акимов, А. Талакин, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва, 1970
  9. «Хрестоматия для баяна» - вып.1, младший класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2002
  10. «Хрестоматия для баяна» - вып.2, 1-2 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2004
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.3, 2-3 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2006
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.4, 3-4 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  • «Хрестоматия для баяна» - вып.5, 4-5 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  • А. Иванов «Руководство игры на баяне»
  • П. Лондонов «Школа игры на аккордеоне»
  • В. Лушников «Школа игры на аккордеоне» - изд. «Советский композитор» Москва 1991
  • А. Коробейников «Альбом для детей и юношества» - изд. «Композитор» С-Пб 2009
  • А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 1-3 кл., изд. «Феникс» Ростов на Дону 2008
  • А. Доренский «Музыка для детей», 2-3 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 1998
  • А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 3-5 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 2008
  • М. Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор», Москва, 1988
  • А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор» Москва 1984
  • «Популярные обработки народных мелодий для баяна», изд. «Музыка» Москва  1989 
  • «Эстрадные произведения» - вып.4, изд. «Музыка» Москва  1970
  • «Хорошее настроение» - сост. А. Дмитриева, Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград  1990
  1. «Из репертуара Международного конкурса им. В.В. Андреева» вып.1 – сост. Л.Комарова, Е. Михайлова, изд. «Грифон» Санкт-Петербург 1994
  • Б. Тихонов «Эстрадные произведения» - изд. «Музыка» Москва  1971
  • В. Ходукин «Просчитай до трех» - изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2001
  • «Веселый аккордеон» вып.5 – сост. В. Дмитриев, изд. «Музыка» Ленинград  1969
  • «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3-4 кл. – сост. Ю.Акимов, А. Мирек, Гос. Музыкальное издательство Москва 1963
  • «Вальс, танго, фокстрот» - сост. И. Савинцева, изд. «Музыка» Москва  1987
  • «Танцевальная музыка» вып.1 – сост. В. Петренко, изд. «Музыка» Москва  1979
  • «Баян» - подготовительный класс – сост. А. Денисов, В. Угринович, изд. «Музична Украина» Киев 1984
  • «Баян»  1 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  • «Баян»  2 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  • «Баян»  3 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  • «Сборник ансамблей» - сост. Р. Гречухина, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1999
  • «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. Р. Бажилин, изд. «Издательство Владимира Катанского»  Москва, 2000
  • «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. С. Лихачев вып. 1,2,3, изд. «Композитор» СПб, 1999
  • «Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей» - сост. Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград  1988
  • «Полифонические пьесы для баяна» вып.1,2 – сост.В. Агафонов, В. Алехин, изд. «Советский композитор» Москва, 1971
  • И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция  Н. Рукавишникова, изд. «Музыка» Москва, 1989
  • «Произведения старинных композиторов» вып.1 – сост. В. Панькова, изд. «Музична Украина» Киев 1973
  • «Хрестоматия для баяна и аккордеона» 1-3 кл. «Старинная музыка» - сост. Л. Скуматов, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  • «Бах – Гендель», сост. К. Бартока, изд. «Музыка»  Будапешт,  1962
  • А. Фоссен  «Эстрадные композиции для аккордеона» вып.1, изд. «Композитор» СПб, 2001
  • «Композиции для аккордеона» - сост. В. Ушакова вып. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1998; 1999
  1. «Аккордеон в музыкальной школе», Москва, 1981, «Советский композитор»
  2. «Баян в музыкальной школе – ансамбль», Москва, 1982, «Советский композитор»
  3. «Эстрадно – джазовые обработки для баяна//аккордеона», В. Трофимова, Санкт-Петербург, творческое объединение, 1998.
  4. «Произведения для ансамбля баянов», Минск, 1995
  5. «50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов», Б. Марана, Новосибирск, 1997
  6. «Музыкальные миниатюры», Санкт-Петербург, композитор, 2003
  7. Хрестомания для баяна, Москва, 1960
  • «Ансамбли аккордеонистов», выпуски 1-6, составитель В. Розанов, Москва, 1969-1976
  • «Пьесы для ансамблей аккордеонистов», выпуск 1, составитель О. Звонарёв. Москва 1961
  • Ю. Акимов, П. Гвоздев. «Прогрессивная школа игры на баяне», часть 1, 2. Москва 1971
  • «Ансамбли баянов», Выпуск 2, 3. составитель В. Розанов. Москва, 1971-1972
  • «Ансамбли баянов», Выпуск 4, 5. Составитель Л. Гаврилов. Москва, 1973-1974

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?