ДООП Раннее эстетическое развитие детей 2 года обучения Аккордеон

4 001

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью гармоничного развития личности.

«Музыкальное искусство – это общедоступный язык, понятный людям разных национальностей, возрастов, степеней развития,…поэтому чрезвычайно важно – приобщать людей к этому искусству» А.Б.Гольденвейзер

На данном уровне выявляются индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка.

Владение инструментом открывает богатые возможности для музыкально-эстетического воспитания и развития учащегося. Данная программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте 5-7 лет. Обучающие проходят курс уровня «дошкольного образования», т.е. занимаются в нулевом классе.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Аккордеон - один из популярных и любимых в народе музыкальных инструментов. Принцип звукоизвлечения – колебание металлической пластины-язычка под воздействием струи воздуха – использовался еще в начале XI-XVI веков до нашей эры в китайском губном органе. Затем такой же принцип звукоизвлечения встречается в XVI-XVIII веках во французских портативных органах «regale». Отличительная черта аккордеона – клавиатура органо-фортепианного типа.

Первым изобретателем прототипа современного аккордеона считается венский мастер К. Демиан, который сконструировал его в 1829 году. В России такие инструменты еще долгое время назывались «венскими».

В нашей стране у народной гармоники с фортепианной клавиатурой был свой путь формирования. В 70-х годах XIX столетия в г. Елец и его окрестностях появилась однорядная гармоника с диатоническим рояльным строем. Совершенствуясь, она становиться двухрядной хроматической гармоникой с клавиатурой органо-фортепианного типа, получившей название «Елецкой рояльной». Такая гармоника по своим музыкальным данным, форме и основным деталям конструкции была прямым прототипом современного аккордеона.

Современный аккордеон появился в конце 20-х – начале 30-х годов. В последующие десятилетия аккордеон находит свое место в различных составах, а главное – начинает совершенствоваться как сольный инструмент.

В настоящее время в средних и высших учебных заведениях России ведется обучение на готово-выборных аккордеонах.

Готовые аккорды левой клавиатуры дают преимущество аккордеона перед другими инструментами. Многие пьесы танцевального плана, песни, эстрадные произведения легче играть, так как нажатием одной кнопки берется целый аккорд. Тем самым, левая клавиатура прекрасно справляется с функцией аккомпанемента, предоставляя широкие возможности соло в правой.

Однако готовый аккомпанемент хорош только в специфической музыке, а если взять произведения, созданные великими композиторами для других инструментов – клавесина, органа и фортепиано, фактура которых не укладывается в конструктивно предусмотренную аккордику левой клавиатуры, - происходит искажение музыкальной мысли. Произведения утрачивают свой первоначальный облик. Поэтому с ростом исполнительского мастерства и художественных требований претерпевает изменения и конструкция готового аккорда. На свет появляется выборная система.

Теперь нажатием клавиши извлекаются не аккорды, а отдельные звуки хроматической гаммы. Репертуар значительно расширяется. Многие произведения, написанные для других инструментов, становятся доступны аккордеонистам, освоившим готово-выборный аккордеон.

В детских музыкальных школах изучение готово-выборного инструмента пока осложнено из-за его высокой стоимости. Поэтому по-прежнему в ДМШ основной упор делается на освоение аккордеона с готовой системой.

В связи с тем, что инструмент достаточно молодой, нет сложившейся методики, мало оригинальной литературы, но хочется отметить появление в последнее время новых методических разработок – Г. Бойцовой, Г. Стативкина, Д.Самойлова, Р. Бажилина, Ю.Лихачева.

Программа обучения на аккордеоне рассчитана на инструменты с готовой клавиатурой.

К сожалению, в последнее время популярность народных инструментов несколько снизилась, и на сегодняшний день, в процессе обучения на народных инструментах, нужно искать новые формы работы ведущие к популяризации аккордеона.

Новизна программы состоит в том, что акцентируется внимание на развитии творческих навыков и способностей учащихся, и в педагогическую практику вводятся такие творческие разделы обучения как: подбор по слуху мелодий, сочинение собственных мелодий, игра кадансов.

В комплексе с образовательной программой развитие творческих навыков превращают занятия на музыкальных инструментах в приятный, интересный и увлекательный процесс.

ЦЕЛЬ:

Начальное музыкальное воспитание с необходимыми элементами эмоциональной отзывчивости. Формирование эстетических вкусов и максимальное творческое развитие личности ребенка.

ЗАДАЧИ:

- развивать слух (высотный, гармонический, тембровый, динамический)

- заинтересовать, пробудить интерес;

- работать над организацией мышления;

- работать над освоением музыкальной грамоты;

- работать над постановкой игрового двигательного аппарата;

- работать над воспитание начальных исполнительских навыков;

- развивать зачатки самостоятельного творчества.

Организационно-педагогической основой обучения в классе аккордеона, является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником (0,75 часа два раза в неделю). Однако на данном этапе обучения (0 класс) наряду с традиционной, индивидуальной формой проведения урока, возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется для работы с двумя-тремя учениками одновременно.

В связи со сложившейся неблагоприятной демографической ситуацией (низкий уровень рождаемости) вступительные экзамены в школу искусств, проводятся практически без конкурсного отбора, принимаются все желающие, зачастую большинство из них со скромными музыкальными способностями.

           Индивидуальные занятия дают возможность оптимального решения проблемы обучения детей с разными способностями, помочь им более полно проявить себя в сфере музыки.

Особенным вниманием должны быть окружены ученики со скромными способностями к музыке, несклонные в последствии заниматься ею профессионально, таких в классе, как правило, бывает большинство. Основная задача педагога воспитывать их как всесторонне развитых, культурных слушателей и участников любительского музицирования людей, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье.

Нет ничего важнее для художественного воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и хорошо владеющим инструментом. Именно первая встреча с таким педагогом является ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ обучающего процесса. Очень важно с первых лет обучения погружать и приобщать, всеми возможными средствами (посещение концертов, выставок, прослушивание аудио-, просмотр видеоматериалов, проведение викторин, творческих встреч).

 

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель в году

Общее кол-во учебных часов

Подготовительный класс

1,5

32

48

Для осуществления данной программы в условиях школы искусств необходимая материально-техническая оснащенность должна включать в себя:

светлое, уютное, теплое помещение создающее творческую атмосферу необходимую для занятий музыкой;

особое требование – наличие качественных инструментов для разных возрастных групп;

стулья различной высоты (при необходимости подрезать ножки);

подставки;

пульты;

методические пособия (для начального изучения нотной грамоты, хорошо оснащенная нотная библиотека);

аудио, видео, СD.

Реализация данной программы предполагает использование новых методологических разработок и инновационного подхода:

Р.Н. Бажилин - использование современного музыкального материала, оригинальная музыка для баяна, аккордеона;

Г. Бойцова - подробно разработанный начальный этап обучения на основе народного и детского фольклора. Базируется на принципе от простого - к сложному. Методически грамотно подобран материал, в основе которого развитие игровых навыков в пределах позиции, формирующей в дальнейшем правильную постановку правой руки аккордеониста;

Ю. Лихачев – Развитие творческих навыков: подбор по слуху, подбор аккомпанемента, сочинение собственных мелодий;

Д.Самойлов – Выработка эмоционального отношения к звуку и постоянного слухового контроля во время игры.

Прослеживание ожидаемых результатов предполагает следующие формы отчетности:

Учащиеся подготовительного класса сдают экзамен в форме открытого концерта для родителей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

1) Качество освоенного материала, степень выученности исполняемой программы.

2) Степень самовыражения, яркость, эмоциональность исполнения.

3) Качественное, грамотное ведение и смена меха.

4) Метро - ритмическая точность.

5) Степень технической подготовленности и соответствие освоенных игровых навыков программным требованиям – уровень сложности исполняемой программы.

6) Отношение к занятиям и заинтересованность в них, посещаемость.

Перевод из нулевого в I класс осуществляется в виде экзамена в форме концерта

и оформляется приказом о зачислении в I класс после решения педагогического совета. В случае нежелания отдельных учащихся продолжать музыкальное образование, выдается справка о прослушанном курсе обучения, по данной программе.

Ожидаемый результат.                                                                                           Выпускник программы освоил азы музыкальной грамоты, прошел начальный этап постановки игрового аппарата: умеет исполнять произведения с поочередным вступлением рук, по возможности двумя руками. Он заинтересован в дальнейшем обучении на инструменте. Приобрел элементарные навыки самостоятельной работы. Ребенок получил базовые знания и умения для перехода на следующий уровень обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

17-20 пьес, попевок, в том числе в ансамбле с педагогом.

Знакомство с устройством инструмента, элементы музыкальной грамоты, простейшие игровые движения, объем – период, освоение штрихов non legato, staccato, legato, гаммо-образные и арпеджио-образные последовательности в пределах квинты без перекладывания, знакомство со знаками альтерации, основные динамические оттенки, упражнения, подготавливающие к гаммам. Слушание музыки, определение характера, жанра. Осознание ритмического своеобразия жанров

Программа творческого музицирования (ПТМ). Подбор по слуху выученных заранее пьес в пределах терции правой рукой в двух-трех тональностях.

В конце года проверка полученных навыков проводится в форме открытого концерта для родителей. Обязательное исполнение двух разнохарактерных пьес с поочередным вступлением рук, по возможности двумя руками.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

тема

Общее количество часов

           теория

практика

I. Освоение начальной музыкальной грамоты:

- нотная грамота

- динамика

- знаки альтерации

- знакомство с ладом

1

0.75

1

0.75

                 0.5

0.25

0.5

0.25

0.5

0.5

0.5

0.5

П. Постановка инструмента, посадка. Начальные игровые навыки.

- история возникновения инструмента;

- основы посадки;

- основы постановки аппарата;

- правила ведения и смены меха;

- освоение основных способов игры (штрихи).

0.5

1

1.5

4

6.5

0.5

0.5

0.5

0.5

1

-

0.5

1

3.5

5.5

III. Работа над репертуаром:

- упражнения в позиции (правая рука);

- народные песенки и детские попевки (правой рукой);

- упражнения для левой руки, игра аккомпанемента с использованием «Б» аккорда;

- игра пьес с переменной сменой рук;

- игра пьес с аккордовым сопровождением двумя руками

- ансамбли с педагогом правой рукой.

2.5

8.5

2.5

3.25

6.25

3

0.5

0.5

0.5

0.25

0.25

0.5

2

8

2

3

6

2.5

IV. Творческие навыки:

- подбор попевок и мелодий из двух трех звуков;

- игра в транспорте;

- чтение с листа.

2

1.5

1.5

0.5

0.5

0.5

1.5

1

1

 

48

   

         ПРИЛОЖЕНИЕ.

   Элементы нотной грамоты:

- ключи: скрипичный, басовый;

- лад;

- длительности;

- ритм;

- тембр;

- пауза;

- динамика, динамические оттенки (pp, p, mp, mf, f, ff, sp, sf ), diminuendo, crescendo;

- аппликатура;

- знаки альтерации ( диез, бемоль, бекар)

- штрихи ( legato, staccato, non legato);

- акцент;

- ключевые, случайные знаки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

ПЬЕСЫ:

Р.н.п. «Дождик»

Р.н.п. «Заинька»

Корнеа-Ионеску «Фанфары»

Е.Тепличеева «Горн»

З.Компанейц «Паровоз»

В.Красева «Петрушка»

Д.Самойлов «Ходики»

Д.Самойлов «Марш»

Р.н.п. «Ходит зайка»

Р.н.п. «Лиса»

Детская песня «Лошадка»

Детская песня «Петя-булочник»

Словатская нар.п. «Маленькая Юлька»

Р.н.п. «Теремок»

Г.Эрнесакс «Паровоз»

Р.н.п. «Василек»

Р.н.п. «У кота»

Р.н.п. «Пастушок»

Р.н.п. «Нина – Нанна»

АНСАМБЛИ:

Польская нар.п. «Два кота»

«Чешская детская песенка»

Латвийская народная песня «Ай, жу-жу»

Е.Тепличеева «Праздничный марш»

Чешская народная песня «А я сам»

М.Блантер «Марш футболистов»

М.Галынин «Медведь»

У.н.п. «Ехал казак за Дунай»

ЭТЮДЫ:

Л.Гаврилова Этюд C-dur

Г.Беренс Этюд C-dur

В.Лушников Этюд С-dur

                                        СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аккордеон. Ансамбли 1-3 классы ДМШ. Сост. Мотов В., Шахов Г., М.: Кифара, 1998.

Альбом начинающего аккордеониста. Вып.33. Сост. М.Цыбулин М.: «Советский композитор»,1990.

Ансамбли баянов аккордеонов. Вып.1 М.: «NB-press» ФСИ СССР, 1992.

Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып.8 М.: «Советский композитор» 1990.

Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). М.: Изд-во В.Катанского 2000.

Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М.: Изд-во В.Катанского 1999.

Баян. Ансамбли 1-3 классы ДМШ. М.: Кифара, 1997.

Баян в музыкальной школе. Вып.65 М.: «Советский композитор», 1991.

Бойцова Г. Юный аккордеонист Ч.1,2 М.: «Музыка» 1997.

Дербенко Е. Гармонь. Баян. Аккордеон. Вып.1 – Курган: «Мир нот», 2002.

Дербенко Е. Гармонь. Баян. Аккордеон. Вып.2 – Курган: «Мир нот», 2002.

Доренский А. Пять ступеней мастерства. I ступень. //Этюды для баяна. Ростов – на Дону.: Изд-во «Феникс», 2000.

Композиции для аккордеона. Вып.1 – СПб: «Композитор», 1998.

Кудрявцев А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Музгиз, 1953.

Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: «Музыка», 1990.

Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: «Музыка», 1989.

Мелодии прошлых лет. М.: «Музыка», 1996.

Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: «Советский композитор», 1977.

Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: «Советский композитор», 1984.

Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: «Музыка», 1966.

Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: «Музыка», 1985.

Народные мелодии для баяна, аккордеона. Сост. В.Артюгин, Н.Скуматова, И.Сперанский. СПб.: «Композитор», 1998.

Наши сочинения. //Творчество юных музыкантов Вып.1 Сборник составлен из сочинений учащихся ДМШ им. В.В.Андреева класс преп. Гречухиной Р.Н. СПб, 1998.

Обучение с увлечением. // Нескучная антология облегченных переложений популярных мелодий. Вып.1 М.: Мелограф, 2000.

Репников А. Альбом юного баяниста. Петрозаводск: 2002.

Самойлов Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. М.: Кифара, 2002.

Хрестоматия баяниста 1-3 классы ДШИ. М.: «Россия», 1993.

                          СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М.: Изд-во В.Катанского 1999.

Бойцова Г. Юный аккордеонист Ч.1,2 М.: «Музыка» 1997.

Браудо И. Артикуляция. Л.: 1973.

Браудо И. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в ДМШ. СПб.: 1994.

Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. Л.: 1963.

Вольфович В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск, 1997.

Говорушко П. Основы игры на баяне. Л.: 1965.

Доренский А. Пять ступеней мастерства. I ступень. //Этюды для баяна. Ростов – на Дону.: Изд-во «Феникс», 2000.

Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

Крюкова В. Музыкальная педагогика Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: «Музыка», 1990.

Ляховицкая С. Задача воспитания учащихся. Педагогические способности. Л.: «Музыка», 1963.

Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: «Музыка», 1966.

Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: «Музыка», 1985.

Мотов В. Простейшие приемы варьирования на баяне. М.: 1989.

Самойлов Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. М.: Кифара, 1998.

Шахов Г. Транспонирование на баяне. М.: 1974.

Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М.: 1987.